Московский музей современного искусства, Государственный музей В.В. Маяковского и фонд AVC Charity представляют выставку «ПтиЦы и ЦЫфры», посвященную 130-летию со дня рождения одного из самых ярких и самобытных поэтов серебряного века Велимира Хлебникова, - «председателя земного шара».
В экспозиции, как указано на сайте выставки, — «прижизненные издания одного из ключевых деятелей русского авангарда, а также специально созданные для проекта графические работы, видео, объекты, скульптуры и инсталляции, вдохновленные его творчеством.»
«Созданная в 1920-е годы под впечатлением от знакомства с поэтом «Пространственная графика» Петра Митурича, реконструированная его сыном Маем Митуричем и дочерью Верой Хлебниковой в 1990-е годы, открывает зал вдохновленных творчеством писателя инсталляций," - сообщают в Московском музее современного искусства
Экспозиция, представленная ММОМА на Гоголевском бульваре, пытается раскрыть две основных темы творчества Велимира Хлебникова, этого «русского дервиша», человека- птицы, «председателя земного шара». Птицы и цифры стали для Хлебникова своеобразными ключами, которые он «подбирал», дабы открыть тайны законов времени. Не способный устроить свою личную жизнь, он всегда волновался о благе всего человечества…
Василий Власов. «И черными перьями падала черная ветвь темноты». 2015. Бумага, цинкография
Только мы, свернув ваши три года войны
В один завиток грозной трубы,
Поем и кричим, поем и кричим,
Пьяные прелестью той истины,
Что Правительство земного шара
Уже существует.
Оно — Мы.
«Воззвание председателей земного шара» (фрагмент)
В. Хлебников 1916 год.
«Птичий» и «числовой» языки красной нитью прошли через все его недолгое творчество и стали, пожалуй, самыми значительными частями хлебниковского историософского и лингвистического исследования, над которым он работал всю жизнь. В его художественных произведениях тема чисел и птиц встречается очень часто.
Наталья Гончарова. Обложка сборника А. Крученых и В. Хлебникова «Мирсконца». 1912.Коллаж. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Собственно, Хлебников родился в семье орнитолога, а свои первые стихи начинал писать, находясь в орнитологических экспедициях. Многие отмечали, что, судя по фото и портретам, даже в облике его было что-то неуловимо птичье.
Что за птица? Вспомним портрет
Хлебникова работы Бурлюка, а также стихи, которые Хлебников посвятил «соратнику по авангарду»:
С широкой кистью в руке ты бегал рысью
И кумачовой рубахой
Улицы Мюнхена долго смущал,
Краснощеким пугая лицом.
Краски учитель
Прозвал тебя
«Буйной кобылой
С черноземов России».
Горы полотен могучих стояли по стенам.
Кругами, углами и кольцами
Светились они, черный ворон блестел синим клюва углом.
Тяжко и мрачно багровые и рядом зеленые висели холсты,
Другие ходили буграми, как черные овцы, волнуясь,
Своей поверхности шероховатой, неровной —
В них блестели кусочки зеркал и железа.
Краску запекшейся крови
Кисть отлагала холмами, оспой цветною.
То была выставка приемов и способов письма
И трудолюбия уроки,
И было всё чарами бурлючьего мертвого глаза.
Странная ломка миров живописных
Была предтечею свободы,
Освобожденьем от цепей.
Так ты шагало, искусство,
К песне молчанья великой…
С широкой кистью в руке ты бегал рысью
И кумачовой рубахой
Улицы Мюнхена долго смущал,
Краснощеким пугая лицом.
Краски учитель
Прозвал тебя
«Буйной кобылой
С черноземов России».
Горы полотен могучих стояли по стенам.
Кругами, углами и кольцами
Светились они, черный ворон блестел синим клюва углом.
Тяжко и мрачно багровые и рядом зеленые висели холсты,
Другие ходили буграми, как черные овцы, волнуясь,
Своей поверхности шероховатой, неровной —
В них блестели кусочки зеркал и железа.
Краску запекшейся крови
Кисть отлагала холмами, оспой цветною.
То была выставка приемов и способов письма
И трудолюбия уроки,
И было всё чарами бурлючьего мертвого глаза.
Странная ломка миров живописных
Была предтечею свободы,
Освобожденьем от цепей.
Так ты шагало, искусство,
К песне молчанья великой…
Числа дружбы
Хлебников пытался «представить в числах» свою дружбу с художниками — футуристами, он писал:
«Существуют ли правила дружбы? Я, Маяковский, Каменский, Бурлюк, может быть, не были друзьями в нежном смысле, но судьба сплела из этих имен один веник. И что же? Маяковский родился через 365×11 после Бурлюка, считая високосные дни, между мной и Бурлюком 1206 дней, между мной и Каменским 571 день. 284×2 = 568.
Между Бурлюком и Каменским 638 дней.
Между мной и Маяковским 2809 дней…"
Так что тема и название выставки точно лежат в плоскости исследований поэта!
«Существуют ли правила дружбы? Я, Маяковский, Каменский, Бурлюк, может быть, не были друзьями в нежном смысле, но судьба сплела из этих имен один веник. И что же? Маяковский родился через 365×11 после Бурлюка, считая високосные дни, между мной и Бурлюком 1206 дней, между мной и Каменским 571 день. 284×2 = 568.
Между Бурлюком и Каменским 638 дней.
Между мной и Маяковским 2809 дней…"
Так что тема и название выставки точно лежат в плоскости исследований поэта!
(портрет Хлебникова работы В. Маяковского)
«Хлебников принадлежит к тем авторам, к которым обращаются художники не по велению кураторов. Работы, посвященные Хлебникову, делаются сами по себе. И наш проект такой же, в основе его есть, тем не менее, две темы — темы, которые лежат на поверхности, это птицы и цифры».
Куратор выставки, художник Михаил Карасик.
Михаил Карасик. Будетлянин. 2015. Бумага, автолитография.
Выставка «ПтиЦЫ и ЦЫфры» задумывалась как визуальное отражение произведений поэта. Помимо немногочисленных прижизненных футуристических сборников, напечатанных в 1910-х годах, и единичных посмертных изданий 20-х, в экспозицию ММОМА вошли работы, созданные современными художниками спустя век специально для этой выставки. Центральным «гвоздем программы» стал альбом — графический проект «ПтиЦЫ и ЦЫфры» художников из Москвы и Санкт-Петербурга, который и дал имя всей выставке. Альбом создан в стиле, напоминающем книги художника.
Работа из альбома — графического проекта нескольких авторов «ПтиЦЫ и ЦЫфры»: 50 листов печатной графики (автолитография, офорт
, гравюра
на дереве и линолеуме, шелкография
, цинкография и смешанная техники) в папке с приложением текстов и статьей (фото с сайта, посвященному В. Хлебникову)
Вид экспозиции, фото — Московский музей современного искусства
Отметим портретов Хлебникова, выполненных в различных стилях, которые показывают поэта в разных ипостасях: от математика и орнитолога до мифической птицы с головой художника. Очень жаль, что в революционных событиях пропал очень выразительный портрет
Хлебникова кисти Павла Филонова; поэт дружил с Филоновым много лет.
Фото: экспонат выставки, Московский музей современного искусства
Хлебников был человеком и творцом, ставшим катализатором идей для многих художников. Достаточно вспомнить об опере «Победа над солнцем», либретто к которой Велимир писал совместно с поэтом Крученых, а декорации и костюмы создавал Малевич.
Фото экспозиции — Московский музей современного искусства
Поэты и художники великого русского авангарда шли плечом к плечу. И даже сейчас, спустя более чем сто лет, они питают силой чувств современное искусство. Большинство работ выставки, посвященной Хлебникову, представили наши современники; среди них Василий Власов, Сергей Денисов, Александр Джикия, Андрей Суздалев, Леонид Тишков, Александр и Ольга Флоренские и многие другие.
Выставка «ПтиЦЫ и ЦЫфры» в ММОМА на Гоголевском бульваре продлится до 17 января 2016 года.
Выставка «ПтиЦЫ и ЦЫфры» в ММОМА на Гоголевском бульваре продлится до 17 января 2016 года.
Главная иллюстрация новости: «Повелитель птиц», Александр Джикия, 2015, Оцинкованная жесть, автомобильная грунтовка.