Благодаря уже пятому по счету конкурсу, на арт-сцене Украины, скорее всего, появится несколько новых имен. Разглядываем, участвуем: игра из кусочков сахара, артбук, загадочные символы, образованные изолентой на стекле… Интересно, какого же искусства ждать художников в будущем?
Конкурс молодых украинских художников МУХИ, который придумала и с 2009 года организовывает и проводит галерист, куратор Марина
Щербенко, может быть, имеет двусмысленное название. Зато репутация у него однозначная: самого лучшего и честного конкурса для начинающих художников из Украины. Здесь в самом деле открывают (а затем продвигают и всячески раскручивают) таланты. О количестве сегодняшних «имен» в нашем совриске, открытых благодаря четырем предыдущим МУХам, можно судить уже по списку лауреатов.
Проекты финалистов конкурса — 2015
Дана Космина. Рождение лихого. 3Д моделирование с использованием рендера V-RAY, печать на гипсокартоне. 2015 г.
Художница объединяет архитектурные и художественные практики, и серия работ «Рождение лихого» (злого — прим. ред.) создана ею с целью «смоделировать изображение разрушенной войной жилищной единицы».
Руины зданий, полное падение сакрального и их покадровое появление и взаимоналожение приводят к новой форме существования. За 24 кадра изображение проявляется. Число 24 связано с атомным числом металла хрома. Хром как одна из основных составляющих металлургической промышленности несет в себе разрушительную силу и незаметно разрушает человеческое существование. Вырастающий из руин хромированный купол становится символом внутреннего распада и рождения «лихого» (злого) прекрасного.
Дарья Кольцова (1987 г. р.) Теория защиты. Инсталляция: стекло, изолента, фото, аудио.
Проект состоит из композиции объектов из стекла, на которое изолентой нанесен графический орнамент, записи украинских архаичных заговоров и подборки документальных фото, найденных в интернете. В этих орнаментах, в неподтвержденной вере в их защитный потенциал, в непонятной форме и алгоритме их нанесения раскрываются фрагменты мифологического сознания, к которому обращается человек 21 века в минуты отчаяния, беспомощности и страха. Именно в анимистических представлениях человек ищет спасения и защиты. Этот тезис подтверждают аудиозаписи украинских аутентичных заговоров, сделанные при участии Соломии Мельник.
Богдан Волынский, Мирное небо. Видеоинсталляция, 2015.
Богдан Волынский предлагает отвлечься от состояния медиа-войны, бесконечных онлайн-споров, в которых сегодня участвуют миллионы. Война заполняет экраны, и, представляя себе ее окончание, хочется, чтобы мониторы и экраны стали синими, словно во время перезагрузки системы. Синий экран становится «мирным небом»…
— А сегодня мы представляем совершенно новые фамилии, — рассказала на открытии выставки финалистов МУХ сама Марина
Щербенко.
— В этот раз, победителей определяло новое, международное жюри. Все художники, чьи работы вы видите здесь, в Институте проблем современного искусства, — люди очень молодые, юные. Делают лишь первые шаги в профессии, — чуть не по-матерински радуясь за «мушат», также констатировала галерист. Полностью мини-интервью смотрите на видео:
— В этот раз, победителей определяло новое, международное жюри. Все художники, чьи работы вы видите здесь, в Институте проблем современного искусства, — люди очень молодые, юные. Делают лишь первые шаги в профессии, — чуть не по-матерински радуясь за «мушат», также констатировала галерист. Полностью мини-интервью смотрите на видео:
— Для того, чтобы иметь возможность высказаться, все чаще молодые художники обращаются к международному визуальному языку. Используют понятный на любой площадке планеты медийный ход. И, практически, отказываются от той традициооной школы, образование в которой они здесь, в Украине, получают…
Чтобы использовать методы старой школы, нужен очень большой талант и опыт. В нашем конкурсе участвуют очень молодые художники. И, конечно, они выбирают то, что легче будет принято теми же экспертами, — говорит основатель конкурса МУХИ Марина Щербенко.
Чтобы использовать методы старой школы, нужен очень большой талант и опыт. В нашем конкурсе участвуют очень молодые художники. И, конечно, они выбирают то, что легче будет принято теми же экспертами, — говорит основатель конкурса МУХИ Марина Щербенко.
Ярина Шумская. Временные расчеты. Интерактивная инсталляция.
Художница занимается перформансом, инсталляцией, графикой, не ограничивая себя одним-единственным форматом самовыражения. Ее проект «Временные расчеты» — интерактивная инсталляция, состоящая из трех частей: «Счеты», «Циферблат», «Игра в кости». Каждая часть представляет собой игру из кусочков сахара. Так, «Игра в кости» — способ художницы «обратиться к абсурду, в котором мы часто оказываемся, упуская время, шансы, возможности».
Арт-группа «Суповой набор» (Петр Владимиров, Евгений Королитов). Черный Олимп. Инсталляция.
«7 декабря 2013 группа луганских художников, музыкантов и фотографов в рамках реализации проекта „Черный Олимп“ осуществила экспедицию на один из действующих терриконов, который находится неподалеку от города Краснодон Луганской области. Целью проекта было создание медиа-архива документации индивидуальных опытов взаимодействия с индустриальным средой». (Из аннотации к выставке «Трудная земля», которая проходила у Малой галерее Мыстецького Арсенала в марте-апреле с.г.)
Вообще, по сравнению с прошлыми годами, в проектах 10-ти номинантов нас удивила их предельная лаконичность: «умозрительности» большинства позавидовал бы сам Илья Кабаков, а одесские концептуалисты могли прослезиться. Еще чуть-чуть — и, скорее всего, речь шла бы уже о минималистском дизайне, а не об инсталляциях. К счастью, более привычные объекты, от световых до пространственных инсталляций, — молодежь все-таки тоже привлекают.
Борис Слажнев. Затаенная эстетика. Инсталляция: графит, металл, 2015 г.
Инсталляция Бориса Слажнева исследует связь личности с социальной системой и рассматривает растворение индивидуальных качеств в общих — социальных, — нормах и ценностях.
Объемная часть символизирует изменение человеческой личности под влиянием внешних факторов.
Графическое изображение воплощает размытие целостного образа человека в современном мире. Графит на стене — эдакая отсылка к истокам искусства, наскальным рисункам.
А в целом экспрессия композиции, ее графичность и динамика должна вызвать настоящие, истинные эмоции: волнение, настороженность, интерес. И таким образом, раскрыть неочевидное чувственное восприятие, «затаенную эстетику».
Объемная часть символизирует изменение человеческой личности под влиянием внешних факторов.
Графическое изображение воплощает размытие целостного образа человека в современном мире. Графит на стене — эдакая отсылка к истокам искусства, наскальным рисункам.
А в целом экспрессия композиции, ее графичность и динамика должна вызвать настоящие, истинные эмоции: волнение, настороженность, интерес. И таким образом, раскрыть неочевидное чувственное восприятие, «затаенную эстетику».
Андрей Сакун. Мечта. Том II: Реальность или выдумка, давайте делать вид, что ее не существует. Артбук А3 формата (бумага, тушь), лайтбоксы.
Художник продолжает проект «Мечты» в формате арт-бука: если первый том был посвящен чувству ностальгии по Крыму как по утраченной мечте, то второй — не привязан к конкретному событию или территории.
«Это визуальный рассказ, который состоит из ситуаций повседневной жизни, моих переживаний, мыслей и мечтаний. Схемы и шаблоны, которые определяют наши решения, и дают нам ощущение комфорта. Эта работа — о том, как я пытался найти точки опоры, разобраться в окружающей действительности. Это что-то очень личное, и одновременно, коллективистское».
«Это визуальный рассказ, который состоит из ситуаций повседневной жизни, моих переживаний, мыслей и мечтаний. Схемы и шаблоны, которые определяют наши решения, и дают нам ощущение комфорта. Эта работа — о том, как я пытался найти точки опоры, разобраться в окружающей действительности. Это что-то очень личное, и одновременно, коллективистское».
Молодым посетителям выставки, как видим, интересны идеи и мысли сверстников — современников. Есть о чем подумать! И, однако, про «неоднозначность» образа мухи мы написали зря. Лучшему «молодежному» арт-конкурсу Украины больше подходит ассоциация не с романом-антиутопией Голдинга «Повелитель мух». Вспоминается еще и легенда о Вергилии. Великий поэт однажды выковал медную муху. И после магического ритуала украсил ею ворота Неаполя. Следующие восемь лет живых мух в Неаполе не было. А значит, Вергилий-художник спас соотечественников от многих тревог и болезней.
Выставка работает до 5 декабря 2015 г. Фото автора репортажа