Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Работы Пьера Боннара заслуживают самого подробного знакомства и изучения: он был одним из основателей группы символистов«Наби»(«пророки» на иврите), и его творчество — важный ключ к пониманию перехода от постимпрессионизма к символизму. Боннар — вне канонов: под влиянием живописи Поля Гогена и японской гравюры он разработал собственный стиль,живой и по-настоящему оригинальный. Что ж,отправляемся в Мадрид!
В выставочном зале Fundación Mapfre проходит первая в Испании за более чем 30 лет ретроспектива работ Боннара,которая приглашает по-новому взглянуть на творчество французского живописца.
С 1900 года живопись Боннара начала меняться. Он отходил от главенствующего тогда авангарда,предпочитая сюжеты из личной жизни,а доминирующей темой его произведений стала выразительная сила цвета.
Его интерьеры — с людьми или без — не изображают примечательные события,но отсылают к важным темам и чувствам: нежности,одиночеству,отсутствию общения или эротике. Боннару мастерски удаётся спровоцировать эти ощущения,используя образы,которые привлекают внимание к месту,к человеку или к определённой группе. Такова,например,работа«Приношение Майолю».
Слева: Пьер Боннар,фрагмент картины«Приношение Майолю»(1917). Художественный музей Филадельфии
Объектами внимания художника часто были члены семьи и друзья. Нередко они сидят вокруг обеденного стола,подчёркивая личный характер картин. Но несмотря на ощущение близкого общения,искусственное освещение и окружающая обстановка усиливают впечатление,будто персонажи окутаны атмосферой тайны,как на картинах«За столом» или«Комната для завтраков».
Хотя Боннара часто называют«художником счастья», в конце жизни он сказал: «Тот,кто поёт,не всегда счастлив».
В его картинах под внешней спокойной простотой и счастливой гармонией скрывается множество нюансов: тонкая лирика,пропитанная грустью,и ощущение того,что мечты иногда воплощаются самым замысловатым образом.
Боннар мог годами работать над одним и тем же полотном,возвращаясь к нему снова и снова,меняя формы и подчёркивая их хроматику,пока не достигал интенсивности ощущений,которые хотел передать.
Слева: Пьер Боннар,«Обнажённая в интерьере»(ок. 1935). Национальная галерея искусств в Вашингтоне
«Надеюсь,что мои картины переживут время не растрескавшись. Молодым художникам в 2000 году я хотел бы представить себя на крыльях бабочки…» — Пьер Боннар
В экспозицию,организованную совместно с Музеем Орсе в Париже и Музеем изобразительных искусств Сан-Франциско,вошли около 80 картин,множество рисунков и примерно полсотни фотографий,большинство из которых никогда не выставлялись в Испании.
Выставка задумана как обзор различных тем в творчестве Боннара,их проявление в разных жанрах и техниках,которые он использовал на протяжении всей жизни. Здесь подчёркнуто интимное пространство,окружавшее живописца,и на его полотнах — беглый взгляд через двери и окна,слияние средиземноморской природы,цвета и света.
Ретроспектива Боннара в Fundación Mapfre продлится до 10 января 2016 года.
По материалам официального сайта Fundación Mapfre и artdaily.com. Главная иллюстрация: Пьер Боннар,«Пальма»(1926), Национальная галерея искусств в Вашингтоне