Самый знаменитый заяц в мире время от времени показывается публике в рамках крупных выставок. Изюминка любой экспозиции — акварель
выдающегося художника раннего Возрождения Альбрехта Дюрера «Заяц», которую годами могут не доставать из запасников. Мы сделали подборку «пушистых» фактов о дюреровском зайчике и его «папе.»
1. Дюрер - значит “дверь”.
Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года. Его отец был ювелиром, который приехал в Германию из Венгрии. Свою фамилию, которая в переводе означала «дверь», он перевел на немецкий язык. Так сначала появился Тюрер, а потом — более привычное для немецкого уха «Дюрер». И, похоже, этим отец великого художника нашел «золотой ключик» для своего сына! Кстати, Альбрехт — третий ребенок в семье, а всего его мать родила 18 (!) детей.
2. Создавший «АД».
Альбрехт Дюрер — живописец, рисовальщик, гравер и математик. Его творческое наследие по обширности и многообразию сравнимо с наследием Леонардо да Винчи. Кроме того, Альбрехт Дюрер обладал недюженным талантом менеджера. «Хороший художник должен дорого продавать свои работы. Слишком высокой цены не бывает», — говорил Дюрер. Он стал первым в истории художником, который создал свой собственный бренд — знаменитый авторский знак «AD». И дважды успешно судился с фальсификаторами — в Нюрнберге и Венеции.
3. ”Заяц - это я”!
…мог бы сказать Дюрер по версии ряда искусствоведов. Эксперты полагают, что на листе с рисунком вместо надписи «Hase» — «Заяц», была надпись: Selbstbildnis im Pelzrock — «Автопортрет в меховом кафтане». То есть художник нарисовал себя в образе зверька. Что ж, великий живописец написал и множество традиционных автопортретов, и мы можем поискать сходство образов.4. Спасенная модель.
А был ли мальчик… в смысле — зайчик? Как уверяют, заяц все-таки был. Согласно легенде, вполне живой и очень симпатичный. В Нюрнберге любят рассказывать, что в 1502 году художник выздоравливал после тяжелейшего недуга. Отказавшись от дальних путешествий, он гулял по Нюрнбергу, в окрестностях которого водилось множество мелкой живности. Как-то Дюрер подобрал зайчонка — то ли малыш был ранен, то ли приболел. Дома он выходил ушастого и стал делать зарисовки. А чтобы зверек сидел смирно, художник с ним беседовал, но все-равно заяц «держал ушки на макушке», и это особое состояние настороженности и передает нам акварель , которую мэтр еще поверх красок доработал тушью. Кстати, «Заяц» — одна из первых картин, подписанных Дюрером, что говорил о том, какое значение художник придавал этой работе.5. Чудовищная благодарность!
Натуралистичную акварель оценили современники, причем не только современники Дюрера, но и наши с вами. В Нюрнберге возле дома-музея Дюрера установлена фигура огромного уродливого зайца, отлитого из бронзы. Взглядом это чудовище косится на соседний дом. А рядом притаился позолоченный крошечный зайчик — копия работы Дюрера, которого монстр, по-видимому, собирается сожрать. Гигантский злобный кролик был установлен к 500-летию дома художника. Это работа авангардиста — анималиста Юргена Герца под названием «Дань уважения Дюреру».
6. Первый художник, заслуживший памятник в Германии.
Дюрер — первый художник в Германии, которому поставили памятник. Идея создания принадлежит баварскому кронпринцу Людвигу. Монумент открыли в 1840 году, хотя первый камень был заложен еще в 1828 году. Тогда проходили масштабные празднования, приуроченные к 300-летию со дня смерти Альбрехта Дюрера. Памятник Дюреру украшает площадь его имени. Кстати, дом Дюрера благодарный Нюрнберг приобрел еще в 1826 году. здесь открыт музей и экспонируются копии важнейших произведений художника.
7. Культ зайца.
Нюрнберг — город зайцев и кроликов. Они здесь повсеместно, если не под кустом, то в любой лавке. Их здесь почитают почти как священных коров в Индии или белых слонов в Таиланде. В 2003 году, — примерно через 500 лет после создания знаменитого дюреровского зайца, — немцы организовали перфоменс :"7000 зайцев Дюрера". На площади Нюрнберга скульптор Оттмар Хёрл расставил семь тысяч пластмассовых зайчиков. Потом их продавали по 30 евро за пару ушей. А в городе теперь напиваются не до чертиков, а до зайчиков, причем зеленых.
8. Живее кошки.
Аналогия с кошкой (картинка — шутка!) приходит на ум неспроста. Ведь судьба акварели «Заяц» (1502 год — вдумайтесь) сложилась на редкость благополучно. В целости и сохранности хрупкий рисунок пережил поколения, так что можно сказать, что жизней у него хватит на десяток кошек. Вначале «Заяц» хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера Виллибальда Имгофа.
Аналогия с кошкой (картинка — шутка!) приходит на ум неспроста. Ведь судьба акварели «Заяц» (1502 год — вдумайтесь) сложилась на редкость благополучно. В целости и сохранности хрупкий рисунок пережил поколения, так что можно сказать, что жизней у него хватит на десяток кошек. Вначале «Заяц» хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера Виллибальда Имгофа.
…Потом рисованным зайкой завладел император Рудольф II и его хранили в императорской сокровищнице. Последний частный владелец акварели — герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого и легла в основу Альбертины. Ну, а Дюрер считается основоположником искусства акварельной живописи в Европе.
Светлана Лехтман