Петербургский перформансист Павленский поджег дверь главного входа в здание ФСБ на Лубянке. По традиции, завершающим аккордом художественной акции стал арест художника: правоохранители не рассмотрели в выходке искусство и классифицировали содеянное как мелкое хулиганство.
Фото: varlamov.ru
Дверь запылала в 2 часа ночи 9 ноября. Павленский просто облил ее бензином и поднес зажигалку. Художник разъяснил смысл своей акции: «Горящая дверь Лубянки — это перчатка
, которую бросает общество в лицо террористической угрозе». По его мнению, террористическая угроза исходит от самой ФСБ: «Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек».
К интерпретации перформанса уже подключились и зрители (которые наблюдали поджог на видео и фото, заботливо подготовленные художником). Еще большее изумление, чем сам поджог, вызывает тот факт, что ФСБ, выходит, оказалась не в состоянии обеспечить безопасность собственной двери. Вот уж где открывается бездна смыслов! Проворонившая поджог охрана достойна числиться в соавторах.
Любители конспирологических теорий задаются вопросом: не потому ли поджог одной из самых охраняемых в России дверей стал возможен, что где-нибудь за этой дверью художника поджидает гонорар? Конечно, такое подозрение в креативности лестно для Федеральной службы безопасности, но вряд ли — для художника. Вот если бы этот перформанс имел место не в жизни, а в книге Пелевина — именно так бы все и было.
К интерпретации перформанса уже подключились и зрители (которые наблюдали поджог на видео и фото, заботливо подготовленные художником). Еще большее изумление, чем сам поджог, вызывает тот факт, что ФСБ, выходит, оказалась не в состоянии обеспечить безопасность собственной двери. Вот уж где открывается бездна смыслов! Проворонившая поджог охрана достойна числиться в соавторах.
Любители конспирологических теорий задаются вопросом: не потому ли поджог одной из самых охраняемых в России дверей стал возможен, что где-нибудь за этой дверью художника поджидает гонорар? Конечно, такое подозрение в креативности лестно для Федеральной службы безопасности, но вряд ли — для художника. Вот если бы этот перформанс имел место не в жизни, а в книге Пелевина — именно так бы все и было.
Напомним, на каких арт-проектах сделал себе имя Петр Павленский. В 2013-м в знак «протеста против полицейского государства» он прибил собственную мошонку к Красной площади. А в 2014-м, протестуя против того, что государство использует психиатрию против инакомыслящих, разделся донага, взобрался на крышу Института имени Сербского в Москве и отрезал себе мочку уха. Также Павленский зашивал себе рот перед Казанским собором в центре Санкт-Петербурга — это было его «высказывание» против суда над участницами группы Pussy Riot.
И — снова голый — заворачивался в колючую проволоку под зданием питерского Законодательного собрания: это следовало понимать как несогласие с законодательной деятельностью в современной России.
И — снова голый — заворачивался в колючую проволоку под зданием питерского Законодательного собрания: это следовало понимать как несогласие с законодательной деятельностью в современной России.
Самые известные художественные акции Петра Павленского. Фото: gazeta.ru
Кстати, протесты против силовых ведомств практикуют не только России, так что ни саму проблему, ни творческие методы борьбы с ней нельзя назвать эксклюзивными. Например, совсем недавно — 24 октября — Квентин Тарантино участвовал в акции против полицейского произвола, которая проходила в Нью-Йорке.
Но вернемся к свежайшей акции Павленского. Лишить художника лавров может… его собственный адвокат. Издание lenta.ru цитирует адвоката Ольгу Чавдар, которая, как и положено в случае задержания клиента, начинает с сомнений в его причастности к поджогу. «Мало ли кто на каком фоне может стоять на видео. Он или не он — будем выяснять», — вполне профессионально темнит адвокат по поводу зажигательной акции. Как бы свой следующий перформанс Павленский не посвятил особенностям адвокатуры.
Как сказал Великий М.Е.Салтыков-Щедрин :"По моему мнению,разделение жизненных явлений на великие и малые,низведение великих до малых,возвышение малых до великих-вот истинное глумление над жизнью,несмотря на то,что картина по наружности выходит очень трогательная".