Традиции меценатов исследуют на специальной выставке в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк. В фокусе экспозиции — не только легендарная коллекция живописи XIV—XIX веков Стерлинга Кларка, внука основателя компании «Зингер». Другие дарители продолжили дело супругов, добавив шедевры Уильяма Тернера, Констебла, и… рояль дизайна прерафаэлита Альма-Тадемы. Истории — вот что главное на выставке!
Оплакивание тела Христова
1650, 25×35 см
Самая первая из историй выставки о современных меценатах «Двадцать лет коллекционирования» (An Eye for Excellence: Twenty Years of Collecting, Sterling & Francine Clark Art Institute) — интересные факты о семействе основателей Института — Кларков. Это настоящий роман о сыновьях, рассорившихся из-за наследства швейного магната, включавшего и деньги, и произведения искусства. А также — из-за Франсин — актрисы театра Комеди Франсэз, внебрачной дочери парижской портнихи с ребенком на руках также от внебрачной связи. Стерлинг Кларк (1877—1956) намеревался сделать ее главным бенефициаром своей части наследства, — впрочем, она действительно активно участвовала в формировании уже новой коллекции. Соперничество братьев уже на ниве собирательства — еще одна насыщенная глава истории Кларков.
В театре
1874
Кстати, на этом неплохо зарабатывали… арт-дилеры: если на рынке появлялась картина из коллекции одного брата, второй незамедлительно ее покупал. Так произошло с одним портретом кисти Ренуара: Стерлинг купил ее после брата Стивена.
В итоге один — Стивен, — распределил шедевры своей коллекции (включая «Ночное кафе», «Игроки в карты») между музеем Метрополитен и Йельским университетом, а другой основа музей в Вильямстауне (штат Массачусеттс), который открыли в 1955 году.
Дева Мария и Христос со Святой Елизаветой и Джоном Баптистом
1525, 63×48.2 см
Хотя Стерлинг сетовал, что на его долю осталось мало доступных для покупки шедевров далекого прошлого, эта работа художника (автора т.н. «Безобразной Герцогини» — прообраза таковой из «Алисы в стране чудес») — одна из достойнейших. Ее приводят в качестве иллюстрации и в анонсах нынешней выставки.
«Пшеничное поле» Джона Констебла (1815) в экспозиции музея — из коллекции Джона и Алисы Стейнер
Нынешняя выставка фокусируется не только на коллекции супругов Кларков. Почти четверть нынешней музейной коллекции предметов искусства из почти десяти тысяч были получены (или куплены по сходной цене) за последние 20 лет.
Отметим так называемую «коллекцию Мантонов Британского искусства» (Manton Collection of British Art): в 2007 году Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк получил в дар более 30 картин, рисунков и принтов работы, в том числе, Джона Констебла и Уильяма Тернера (John Constable, J.M.W. Turner).
А Джон и Алиса Стейнер (John and Alice Steiner) с 1071 года собирали коллекцию превосходных рисунков мастеров Ренессанса и эпохи барокко . Она экспонировалась в Институте, а в 2003 году музей приобрел три десятка работ.
Отметим так называемую «коллекцию Мантонов Британского искусства» (Manton Collection of British Art): в 2007 году Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк получил в дар более 30 картин, рисунков и принтов работы, в том числе, Джона Констебла и Уильяма Тернера (John Constable, J.M.W. Turner).
А Джон и Алиса Стейнер (John and Alice Steiner) с 1071 года собирали коллекцию превосходных рисунков мастеров Ренессанса и эпохи барокко . Она экспонировалась в Институте, а в 2003 году музей приобрел три десятка работ.
фото — с сайта музея
Работа Совета попечителей Художественного института Кларков — еще один показательный момент его нынешней работы. В 1997 году его директор Майкл Конфори (Michael Conforti) приметил на аукционе Christie’s в Лондоне пианино дизайна Сэра Лоуренса Альма-Тадема. Инструмент был куплен и теперь красуется в музее.
Выставка «с историями» открыта до 10 апреля 2016 года.