Регистрация

Вещи с историей: в Москве прошел 39-й Российский антикварный салон

Мне нравится2       0  
Гламурный винтаж, мебель и картины, книги и часы, статуэтки и посуда — более полумиллиона вещей и вещиц были представлены на 39-м Российском антикварном салоне в Москве. Свои коллекции демонстрировали около 200 участников, и в «живописной части» представленного — Айвазовский, Тенирс-младший, Брейгель, Бурлюк, Коровин, Кандинский, Нисский, Левитан. Оценим итоги вместе с участниками, заодно и приценимся.
Источник: yamoskva.com
Российский антикварный салон, который в будущем году отметит свой 40-летний юбилей, состоялся. По сравнению с весенней ярмаркой количество экспонентов увеличилось почти на треть и вернулось на рубежи годичной давности — с полутора сотен до двухсот. За 9 дней залы Центрального Дома художника на Крымском валу посетило более 20 000 человек. Возможно, рынок все-таки оживает — по крайней мере, настроения организаторов и экспонентов достаточно оптимистичны. Уж на что все были недовольны предыдущим салоном, а вот поди ж ты… По словам галеристов, на рынке появились новые покупатели. Последние же отмечают — большинство салонов перестали «заламывать лондонские цены» и снизили планку процентов на 20−25.
Экспозиция Old Masters Gallery продемонстрировала развитие жанра натюрморта в нидерландской школе на протяжении целого столетия. Галерея представила уникальные работы трёх выдающихся мастеров: Балтасара ван дер Алста (1593 — 1657), его ученика Яна Давидса де Хема (1606 — 1684) и Йориса ван Сона (1623 — 1667).
Ян Давидс де Хем, «Натюрморт с наутилусом». Дерево, масло. 75.5×57 см.
.
  • Иван Айвазовский "Облака над тихим морем", 1891
  • Иван Айвазовский "На Мраморном море выгружают армян", 1897
Впрочем, даже не вошедшие в топ-лист экспертов Салона полотна Айвазовскго предлагались по 250−300 тыс. долларов.
Стенды галеристов на прошедшей ярмарке были очень насыщены, цены — снижены, по крайней мере теми, кто стремился продать, а не только представить экспозицию. Старинная живопись была представлена работами Давида Винкбонса, Пьеро ди Козимо, Йооса де Момпера и Яна Брейгеля. Во многом традиционным был ассортимент работ мастеров отечественной школы — Айвазовский, Богомазов, Виноградов, Жуковский, Коровин, Нисский, Левитан. Декоративно-прикладное искусство и ювелирные изделия — знаменитый Фаберже, изделия фабрик Хлебникова, Сазикова, Овчинникова.
Несмотря на то, что рынок русского искусства относительно невелик, похоже, паническая составляющая — с оглядкой на курс и положение дел в стране, — на прошедшем 39-м салоне пошла на убыль: второй, «дорогой» этаж ЦДХ отнюдь не пустовал.

Мероприятия ярмарки начались с традиционного закрытого показа для VIP-гостей, среди которых были замечены адвокат и ресторатор Александр Раппопорт, художник Анатолий Брусиловский, журналист и фотограф Екатерина Рождественская, бизнесмен Давид Якобашвили.
Фото: страница РАС на ФБ.

Экспозиция антикварного салона «Камилла»
На официальном сайте — ТОП-лист от экспертов 39-го Российского Антикварного Салона.
Живопись и графика
 — Айвазовский И. К. (1817−1900) «У берегов Крыма», 1863−1870-ые гг., холст, масло (Ваш антиквар)
 — Балтасар ван дер Алст (1593, Мидделбург — 1657, Дельфт), «Цветочный натюрморт с ракушками», вторая четверть XVII в. Холст, масло, 129×101,5 см (Old Masters Gallery)
 — Бурлюк Д. Д. (1882−1967) «Морской испуг», 1910-ые г. Холст, масло, 64×78 см (Галерея Коносьер)
 — Давид Винкбонс (1576 — 1629) «Пирующие в таверне и мужчина, просящий милостыню», 1606 г., фламандская школа. Дерево, масло. 28×39,6 см (Old Masters Gallery)
 — Давид Тенирс II (1610, Антверпен — 1690, Брюссель), «Курильщики в таверне», 1641 (?) г. Дерево, масло, 27×34 см (Old Masters Gallery)
 — Дейнека А. А. (1899−1969) «Натюрморт с белыми флоксами и желтыми гладиолусами», 1940−50-ые гг. Холст, масло, 75×50 см (mArt)
 — Зданевич К. М. (1892 —1969) Супрематическая декорация, 1925 г. Бумага, карандаш, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, тушь. 52×70 (Галерея «Элизиум»)
 — Исаак ван Остаде (1621 — Харлем — 1649) «Сельская сцена напротив крестьянского дома», 1641 г. Дерево, масло, 48,5×65 см (Old Masters Gallery)
 — Кандинский В. В. (1866−1944) «Гора с куполами», 1909 г. Дерево, панель, масло, 30,8×20,2 см (Частная коллекция Москва)
 — Кузнецов П. В. (1878−1968) «Овощи», 1930-ые г. Холст, масло, 70×88,5 см (Галерея АртПанорама)
 — Левитан Исаак Ильич (1860−1900) «Волга.Тихий день», 1895 г. Холст, масло, 72,5×125 см (Частная коллекция, стенд 8−24)
 — Максимов В. М. (1844−1911) «Дед-судья», 1865 г. Холст, масло 63, х81 см (Галерея искусств Даев, 33)
 — Машков Илья Иванович (1881−1944), «Букет. Сирень, маки, ирисы», конец 1930-х г. Холст, масло, 74×54 см (Галерея АртПаноарама")

По отзывам посетителей можем судить о диапазоне и ранге цен. Так, полотна Айвазовского оценивали в 250−300 тыс. долларов, Коржев и Карио — по 120 тыс.долларов. За полотно Рериха запрашивали 350 тыс. долларов; в таком же диапазоне оценивался натюрморт Машкова с маками и сиренью. Куликов и Поленов — по 18 тысяч. Эскизы костюмов авторства Нины Айзенберг предлагались за 10 тыс. долларов. Как и всегда, цены (и источники информации) неофициальные — ведь это мир антиквариата!
Конечно, сравнивать работы сложно, но пройдемся по ценам предыдущего, весеннего салона. Тогда за Нисского просили 150 тыс. — и столько же за Тархова. Портрет кисти Малявина — 90 тыс., за Коровина — порядка 400 тыс. За работы Шаршуна просили от 10 до 70 тыс.долларов. Впрочем, работы предлагались разные, так что можем говорить лишь о порядке цен.
Пастернак Л. О. (1862−1945), «Натюрморт с голубой вазой и георгинами». 1928. Холст, масло.
Стенд МАРИЧЕВИЧ ФАЙН АРТ
Судя по экспозициям на стендах наиболее авторитетных антикварных галерей, направленность коллекционерских пристрастий сохраняет свою стабильность. Это отечественное классическое искусство и живопись европейских старых мастеров, изысканные ювелирные изделия прославленных российских фирм, японский и китайский фарфор, бронза, изделия в стиле т.н. «русского модерна» и церковные артефакты.
Антикварный Салон «ГРИБОЕДОВСКИЙ» представляет полотно А. А. Зеленского (1812−1886 (?)) «Оплакивание Христа». 1849. Холст, масло. 149,5×114,2.




На стенде частной коллекции «Русский проект» можно увидеть редкую икону «Спаситель в терновом венце», созданную С. Д. Пичугиным по эскизу В. М. Васнецова.

Наряду с галереями в работе Антикварного салона принимают участие и частные коллекционеры, количество которых составило примерно десятую часть всех участников, которые постарались выступить с тематическими экспозициями.
Коллекция семьи Лагорио


Отметим коллекцию семьи мариниста Льва Лагорио, друга и ученика И. К. Айвазовского (было представлено около 20 работ), также частную коллекцию «БК и КБ», в фокусе которой — полотно Верещагина «Свидание» (1881−1884).

Галерея «Элизиум» к осеннему Салону подготовила тематическую экспозицию «Тифлис и русский авангард», которую отметила и публика, и организаторы, присудив диплом в номинации «За тематический подбор коллекции». Именно в Тифлисе в конце 1910-х годов русский футуризм×
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
читать дальше
вошел в кульминационный момент своего развития. Синтез живописи и поэзии — это работы Кирилла Зданевича, Игоря Терентьева, Зигмунда Валишевского, которые входили в самую авангардную из существовавших футуристических группировок — «41°", предшественником которой была тифлисская группа «Синдикат футуристов». Также в экспозиции галереи «Элизиум» — произведения русских авангардистов 1910-х — начала 1930-х годов — Якулова, Рождественского, Кончаловского, Осмёркина, Лепорской.
Зигмунт Валишевский «Туалет марионетки». 1917 (галерея «Элизиум»)

Работа из тематической экспозиции «Тифлис и русский авангард» — как говорится, «событие в рамках события». Представлены яркие, интересные работы.
Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Александра Волкова «Весна. Кетменщики» (1917) — по словам коллекционеров, предлагалась за 60 тыс. долларов.
Еще одной изюминкой нынешней выставки стала специальная экспозиция «Античные образы в старинных часах XVIII — XIX веков».

Экспозиция рассказывает о старинных часах с бронзовой пластикой XVIII—XIX веков, в которой воплощены образы и сюжеты античной истории и мифологии. Основную часть экспозиции составляют французские каминные часы с фигурами золоченой и патинированной бронзы, часто в сочетании с белым и красным мрамором, которые входят в «элитный» ряд предметов коллекционирования.

Российский Антикварный салон, как и всегда, наглядно демонстрирует состояние рынка.
Посетители есть, в том числе и «новички», которые активно прицениваются. Наверняка основные покупки будут совершены уже после окончания работы вернисажа. Исключение составляют, пожалуй, коллекции японского и китайского антиквариата — говорят, что — как и весной, — самые «яркие» экспонаты забронировали еще на ярмарке.
Галерея японского антиквариата «JAP PRO ART». Парные вазы с изображением драконов и буддийских львов. Япония, Нагоя, конец XIX века. Медный сплав, позолота, эмали.
Как обычно, цену определяет не только «возраст» предмета и его коллекционная стоимость, но и спрос, и покупательская способность. Оценки предложений тоже разные: кому-то Кустодиев за 200 тыс. долларов вполне по карману, а кому-то 25 тысяч за пейзаж Остроухова — деньги неподъемные… Впрочем, для истинного коллекционера его собрание — органическая часть жизни, и инвестиционная составляющая здесь не самое главное. По информации от участников, чей интерес сосредоточен на живописных полотнах, продажи все-таки были — и по 100, и даже по 200 тысяч долларов за картину. Немного, но были. Средняя же сумма покупки составила порядка 50 тысяч долларов. Профит невелик, но все-таки наличие активно интересующегося покупателя согрело сердце участников 39-го салона, отчего общая атмосфера была вполне оптимистичной.
Компания «Антик-Инвест» и Галерея Графических Искусств на своей совместной экспозиции представили целых пять картин кисти Георгия Нисского (1903 — 1987), признанного мастера индустриального пейзажа.
Георгий Нисский. «Пароход «Россия», 1951 г. Картон, масло; 49×40,5 см.


Коллекционеры и посетители отметили большое количество работ в духе соцреализма — их, в частности, представила совместная экспозиция «Совком"-а, галереи Леонида Шишкина, вновь появившейся на ярмарке, и галереи «Форма».


Небольшой, но предметный стенд от одной из московских частных галерей. Работа Левитана «Волга. Тихий день», по неформальным данным, оценена в 3 млн долл., а за натюрморт Коровина с букетом роз просили 2 млн долл.
Антикварный Салон обойти — как море переплыть: экскурс «музейного уровня», пополнеине личной колелкции, дорогой подарок или же просто увлекательный променад? Интерес к Салону со стороны ценителей произведений искусства не уменьшается.

Юбилейный, 40-й Российский Антикварный Салон пройдет в Москве весной, c 26 марта по 3 апреля.
Томас Мостин (1864−1930). «Мир грёз». Холст, масло. 101,6×76,2. Представлено галереями «Акант» и «Виардо».
Главная иллюстрация: Галерея «Трианон», экспозиция «От модерна до модернизма». При подготовке использованы сведения из обзорных репортажей. Источник иллюстраций: официальынй сайт мероприятия, страница РАС на фейсбуке
Комментировать Комментарии
HELP