Регистрация

Вещи с историей: в Москве прошел 39-й Российский антикварный салон

Мне нравится2       0  
Гламурный винтаж, мебель и картины, книги и часы, статуэтки и посуда — более полумиллиона вещей и вещиц были представлены на 39-м Российском антикварном салоне в Москве. Свои коллекции демонстрировали около 200 участников, и в «живописной части» представленного — Айвазовский, Тенирс-младший, Брейгель, Бурлюк, Коровин, Кандинский, Нисский, Левитан. Оценим итоги вместе с участниками, заодно и приценимся.
Источник: yamoskva.com
Российский антикварный салон, который в будущем году отметит свой 40-летний юбилей, состоялся. По сравнению с весенней ярмаркой количество экспонентов увеличилось почти на треть и вернулось на рубежи годичной давности — с полутора сотен до двухсот. За 9 дней залы Центрального Дома художника на Крымском валу посетило более 20 000 человек. Возможно, рынок все-таки оживает — по крайней мере, настроения организаторов и экспонентов достаточно оптимистичны. Уж на что все были недовольны предыдущим салоном, а вот поди ж ты… По словам галеристов, на рынке появились новые покупатели. Последние же отмечают — большинство салонов перестали «заламывать лондонские цены» и снизили планку процентов на 20−25.
Экспозиция Old Masters Gallery продемонстрировала развитие жанра натюрморта в нидерландской школе на протяжении целого столетия. Галерея представила уникальные работы трёх выдающихся мастеров: Балтасара ван дер Алста (1593 — 1657), его ученика Яна Давидса де Хема (1606 — 1684) и Йориса ван Сона (1623 — 1667).
Ян Давидс де Хем, «Натюрморт с наутилусом». Дерево, масло. 75.5×57 см.
.
  • Иван Айвазовский "Облака над тихим морем", 1891
  • Иван Айвазовский "На Мраморном море выгружают армян", 1897
Впрочем, даже не вошедшие в топ-лист экспертов Салона полотна Айвазовскго предлагались по 250−300 тыс. долларов.
Стенды галеристов на прошедшей ярмарке были очень насыщены, цены — снижены, по крайней мере теми, кто стремился продать, а не только представить экспозицию. Старинная живопись была представлена работами Давида Винкбонса, Пьеро ди Козимо, Йооса де Момпера и Яна Брейгеля. Во многом традиционным был ассортимент работ мастеров отечественной школы — Айвазовский, Богомазов, Виноградов, Жуковский, Коровин, Нисский, Левитан. Декоративно-прикладное искусство и ювелирные изделия — знаменитый Фаберже, изделия фабрик Хлебникова, Сазикова, Овчинникова.
Несмотря на то, что рынок русского искусства относительно невелик, похоже, паническая составляющая — с оглядкой на курс и положение дел в стране, — на прошедшем 39-м салоне пошла на убыль: второй, «дорогой» этаж ЦДХ отнюдь не пустовал.

Мероприятия ярмарки начались с традиционного закрытого показа для VIP-гостей, среди которых были замечены адвокат и ресторатор Александр Раппопорт, художник Анатолий Брусиловский, журналист и фотограф Екатерина Рождественская, бизнесмен Давид Якобашвили.
Фото: страница РАС на ФБ.

Экспозиция антикварного салона «Камилла»
На официальном сайте — ТОП-лист от экспертов 39-го Российского Антикварного Салона.
Живопись и графика
 — Айвазовский И. К. (1817−1900) «У берегов Крыма», 1863−1870-ые гг., холст, масло (Ваш антиквар)
 — Балтасар ван дер Алст (1593, Мидделбург — 1657, Дельфт), «Цветочный натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше с ракушками», вторая четверть XVII в. Холст, масло, 129×101,5 см (Old Masters Gallery)
 — Бурлюк Д. Д. (1882−1967) «Морской испуг», 1910-ые г. Холст, масло, 64×78 см (Галерея Коносьер)
 — Давид Винкбонс (1576 — 1629) «Пирующие в таверне и мужчина, просящий милостыню», 1606 г., фламандская школа. Дерево, масло. 28×39,6 см (Old Masters Gallery)
 — Давид Тенирс II (1610, Антверпен — 1690, Брюссель), «Курильщики в таверне», 1641 (?) г. Дерево, масло, 27×34 см (Old Masters Gallery)
 — Дейнека А. А. (1899−1969) «Натюрморт с белыми флоксами и желтыми гладиолусами», 1940−50-ые гг. Холст, масло, 75×50 см (mArt)
 — Зданевич К. М. (1892 —1969) Супрематическая декорация, 1925 г. Бумага, карандаш, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, тушь. 52×70 (Галерея «Элизиум»)
 — Исаак ван Остаде (1621 — Харлем — 1649) «Сельская сцена напротив крестьянского дома», 1641 г. Дерево, масло, 48,5×65 см (Old Masters Gallery)
 — Кандинский В. В. (1866−1944) «Гора с куполами», 1909 г. Дерево, панель, масло, 30,8×20,2 см (Частная коллекция Москва)
 — Кузнецов П. В. (1878−1968) «Овощи», 1930-ые г. Холст, масло, 70×88,5 см (Галерея АртПанорама)
 — Левитан Исаак Ильич (1860−1900) «Волга.Тихий день», 1895 г. Холст, масло, 72,5×125 см (Частная коллекция, стенд 8−24)
 — Максимов В. М. (1844−1911) «Дед-судья», 1865 г. Холст, масло 63, х81 см (Галерея искусств Даев, 33)
 — Машков Илья Иванович (1881−1944), «Букет. Сирень, маки, ирисы», конец 1930-х г. Холст, масло, 74×54 см (Галерея АртПаноарама")

По отзывам посетителей можем судить о диапазоне и ранге цен. Так, полотна Айвазовского оценивали в 250−300 тыс. долларов, Коржев и Карио — по 120 тыс.долларов. За полотно Рериха запрашивали 350 тыс. долларов; в таком же диапазоне оценивался натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше Машкова с маками и сиренью. Куликов и Поленов — по 18 тысяч. Эскизы костюмов авторства Нины Айзенберг предлагались за 10 тыс. долларов. Как и всегда, цены (и источники информации) неофициальные — ведь это мир антиквариата!
Конечно, сравнивать работы сложно, но пройдемся по ценам предыдущего, весеннего салона. Тогда за Нисского просили 150 тыс. — и столько же за Тархова. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше кисти Малявина — 90 тыс., за Коровина — порядка 400 тыс. За работы Шаршуна просили от 10 до 70 тыс.долларов. Впрочем, работы предлагались разные, так что можем говорить лишь о порядке цен.
Пастернак Л. О. (1862−1945), «Натюрморт с голубой вазой и георгинами». 1928. Холст, масло.
Стенд МАРИЧЕВИЧ ФАЙН АРТ
Судя по экспозициям на стендах наиболее авторитетных антикварных галерей, направленность коллекционерских пристрастий сохраняет свою стабильность. Это отечественное классическое искусство и живопись европейских старых мастеров, изысканные ювелирные изделия прославленных российских фирм, японский и китайский фарфор, бронза, изделия в стиле т.н. «русского модерна» и церковные артефакты.
Антикварный Салон «ГРИБОЕДОВСКИЙ» представляет полотно А. А. Зеленского (1812−1886 (?)) «Оплакивание Христа». 1849. Холст, масло. 149,5×114,2.




На стенде частной коллекции «Русский проект» можно увидеть редкую икону «Спаситель в терновом венце», созданную С. Д. Пичугиным по эскизу В. М. Васнецова.

Наряду с галереями в работе Антикварного салона принимают участие и частные коллекционеры, количество которых составило примерно десятую часть всех участников, которые постарались выступить с тематическими экспозициями.
Коллекция семьи Лагорио


Отметим коллекцию семьи мариниста Льва Лагорио, друга и ученика И. К. Айвазовского (было представлено около 20 работ), также частную коллекцию «БК и КБ», в фокусе которой — полотно Верещагина «Свидание» (1881−1884).

Галерея «Элизиум» к осеннему Салону подготовила тематическую экспозицию «Тифлис и русский авангард», которую отметила и публика, и организаторы, присудив диплом в номинации «За тематический подбор коллекции». Именно в Тифлисе в конце 1910-х годов русский футуризм×
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
читать дальше
вошел в кульминационный момент своего развития. Синтез живописи и поэзии — это работы Кирилла Зданевича, Игоря Терентьева, Зигмунда Валишевского, которые входили в самую авангардную из существовавших футуристических группировок — «41°", предшественником которой была тифлисская группа «Синдикат футуристов». Также в экспозиции галереи «Элизиум» — произведения русских авангардистов 1910-х — начала 1930-х годов — Якулова, Рождественского, Кончаловского, Осмёркина, Лепорской.
Зигмунт Валишевский «Туалет марионетки». 1917 (галерея «Элизиум»)

Работа из тематической экспозиции «Тифлис и русский авангард» — как говорится, «событие в рамках события». Представлены яркие, интересные работы.
Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Александра Волкова «Весна. Кетменщики» (1917) — по словам коллекционеров, предлагалась за 60 тыс. долларов.
Еще одной изюминкой нынешней выставки стала специальная экспозиция «Античные образы в старинных часах XVIII — XIX веков».

Экспозиция рассказывает о старинных часах с бронзовой пластикой XVIII—XIX веков, в которой воплощены образы и сюжеты античной истории и мифологии. Основную часть экспозиции составляют французские каминные часы с фигурами золоченой и патинированной бронзы, часто в сочетании с белым и красным мрамором, которые входят в «элитный» ряд предметов коллекционирования.

Российский Антикварный салон, как и всегда, наглядно демонстрирует состояние рынка.
Посетители есть, в том числе и «новички», которые активно прицениваются. Наверняка основные покупки будут совершены уже после окончания работы вернисажа. Исключение составляют, пожалуй, коллекции японского и китайского антиквариата — говорят, что — как и весной, — самые «яркие» экспонаты забронировали еще на ярмарке.
Галерея японского антиквариата «JAP PRO ART». Парные вазы с изображением драконов и буддийских львов. Япония, Нагоя, конец XIX века. Медный сплав, позолота, эмали.
Как обычно, цену определяет не только «возраст» предмета и его коллекционная стоимость, но и спрос, и покупательская способность. Оценки предложений тоже разные: кому-то Кустодиев за 200 тыс. долларов вполне по карману, а кому-то 25 тысяч за пейзаж Остроухова — деньги неподъемные… Впрочем, для истинного коллекционера его собрание — органическая часть жизни, и инвестиционная составляющая здесь не самое главное. По информации от участников, чей интерес сосредоточен на живописных полотнах, продажи все-таки были — и по 100, и даже по 200 тысяч долларов за картину. Немного, но были. Средняя же сумма покупки составила порядка 50 тысяч долларов. Профит невелик, но все-таки наличие активно интересующегося покупателя согрело сердце участников 39-го салона, отчего общая атмосфера была вполне оптимистичной.
Компания «Антик-Инвест» и Галерея Графических Искусств на своей совместной экспозиции представили целых пять картин кисти Георгия Нисского (1903 — 1987), признанного мастера индустриального пейзажа.
Георгий Нисский. «Пароход «Россия», 1951 г. Картон, масло; 49×40,5 см.


Коллекционеры и посетители отметили большое количество работ в духе соцреализма — их, в частности, представила совместная экспозиция «Совком"-а, галереи Леонида Шишкина, вновь появившейся на ярмарке, и галереи «Форма».


Небольшой, но предметный стенд от одной из московских частных галерей. Работа Левитана «Волга. Тихий день», по неформальным данным, оценена в 3 млн долл., а за натюрморт Коровина с букетом роз просили 2 млн долл.
Антикварный Салон обойти — как море переплыть: экскурс «музейного уровня», пополнеине личной колелкции, дорогой подарок или же просто увлекательный променад? Интерес к Салону со стороны ценителей произведений искусства не уменьшается.

Юбилейный, 40-й Российский Антикварный Салон пройдет в Москве весной, c 26 марта по 3 апреля.
Томас Мостин (1864−1930). «Мир грёз». Холст, масло. 101,6×76,2. Представлено галереями «Акант» и «Виардо».
Главная иллюстрация: Галерея «Трианон», экспозиция «От модерна до модернизма». При подготовке использованы сведения из обзорных репортажей. Источник иллюстраций: официальынй сайт мероприятия, страница РАС на фейсбуке
Комментировать Комментарии
HELP