В швейцарском Базеле Фонд Бейлера 4 октября презентовали долгожданную выставку: «В поисках „0,10“ — последней футуристической выставки картин». Она посвящена столетнему юбилею первого показа «иконы русского авангарда», картины Казимира Малевича «Черный Квадрат».
Супрематизм, Беспредметная композиция
1915, 80×80 см
Сто лет назад, 17 декабря 1915 года, в «Художественном бюро» галеристки Надежды Добычиной по адресу Марсово поле, дом 7, открылась знаменательная и наделавшая много шума в художественных кругах «Последняя футуристическая выставка «0,10». На ней и было впервые представлено «великое и ужасное» полотно Казимира Малевича под названием «Черный супрематический квадрат» — таково его полное и изначальное название
1915 год. Фото с выставки «0,10»
На Петроградской выставке «ноль, десять» было показано 154 работы. Ноль указывал на отсутствие предметных форм в экспозиции, а десятка говорила о количестве участников выставки. На самом деле их было 14, но емкое и броское название менять не стали. В выставке приняли участие семь художников и семь художниц: Иван Пуни — инициатор, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Любовь Попова, Иван Клюн, Ксения Богуславская, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Натан Альтман, Василий Каменский, Вера Пестель, Мария Васильева, Анна Кириллова и Михаил Меньков.
Облегчение
1915
Петроградская выставка супрематистов вызвала волну неприятия: и зрителей, и критиков шокировал чудовищный разрыв с образами, основанными на передаче реальности. По их мнению, супрематизм
вообще не имел права претендовать на звание искусства, поскольку рисовать квадраты и прямоугольники мог любой человек. Знаменитый искусствовед и критик Александр Бенуа, ко всему, был крайне возмущен и тем фактом, что «Черный квадрат» был помещен в зале экспозиции вместо образов. На что Малевич назвал свою работу не чем иным, как «голой иконой без рамы».
Автопортрет с пилой
1914, 62×71 см
Однако живописцы-авангардисты оценили горизонты нового «изма» немедленно — и буквально тотчас же после «обнародования» супрематизма вокруг него начали консолидироваться сторонники. В 1916 году сложилось общество «Супремус», объединившее разных художников, по-разному пришедших к новейшему искусству.
Молоток и кружка
1915
Живописный и графический супрематизм
стал горнилом возникновения новых форм, распространившихся затем на все сферы пластического творчества. Обратившись к основополагающим параметрам бытия, к опорам человеческого существования — пространству, динамике, статике, ритму, — Малевич сумел превратить их в новый канон, чья действенность не ограничилась ХХ веком. А выставка, открывшаяся в Базеле, только подтверждает это.
Натюрморт с красным
1915
По признанию директора фонда Бейлера, Сэма Келлера, базельская экспозиция «В поисках «0,10» изначально задумывалась как выставка-реконструкция и готовилась в течение нескольких лет. Устроители понимали, что сведения о ней обрывочны, каталог 1915 года не иллюстрирован, а из154 ее экспонатов сохранилась только треть.
Фонд проделал титаническую работу в попытке максимально приблизится к первоисточнику и показать современникам именно то, что увидели зрители 100 лет назад.
Черный супрематический квадрат
1915, 79.5×79.5 см
Количество музеев, привлеченных к составлению выставки, поражает. Экспонаты предоставлены лучшими музеями мира — Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Музей Стеделик (Амстердам), Музей Людвига (Кёльн), Коллекция Георгия Костаки (Салоники), Чикагский институт искусств, Нью-Йоркский музей современного искусства. В числе российских музеев, представивших свои экспонаты, — Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и 14 региональных музеев: Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижегородский государственный художественный музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие. Некоторые полотна покинут российские музеи впервые.
Натюрморт
1915
Несмотря на то, что «Черный квадрат» — именинник и главный герой выставки, ее ценность не только в квадрате и даже не в представленном «Триптихе с черным кругом и крестом». Базельской экспозиции удалось воспроизвести главное, к чему стремились устроители и кураторы — контекст той бурной эпохи и дух времени. Это безусловная заслуга Фонда Бейлера. И это именно то, что может дать только личное посещение музея — впечатление от выставки такого значения не заменит иллюстрированный каталог или интернет-галерея.
Выставка в Базеле продлится до 10 января 2016 года.
Главная иллюстрация новости — фото с выставки в Базеле. Источник: vedomosti.ru