Сегодня аукционный дом Sotheby’s будет продавать принты и оттиски. В числе лотов — несколько работ Дюрера и Гойи. Однако наиболее интересными для коллекционеров станут четыре пейзажа, к которым приложил руку Рембрандт. А через два месяца с небольшим на торги будет выставлена «Плотина» Джона Констебла — авторская копия, которую художник хранил у себя до конца своих дней.
Офорт
«Пейзаж
с квадратной башней» (1650) предварительно оценён в 35 — 55 фунтов стерлингов. Фото: Sotheby’s
Великий новатор Рембрандт имел тактильный подход к гравюре. Четыре пейзажа, которые сегодня уйдут с молотка, были частью коллекции Бернара Палица (Bernard Palitz), для которого провенанс работы имел не меньшее значение, чем её качество.
Мост Сикса
1645, 13.1×22.6 см
«Мост Сикса», датированный 1645 годом, сопровождается интересной историей. Рембрандт и Ян Сикс, его друг и покровитель, решили устроить пикник на природе. Слуге Сикса пришлось отправиться в деревню за забытым горшком горчицы. Рембрандт предложил другу пари: художник может завершить травление — набросок на медной пластине — до возвращения слуги. «Мост Сикса» якобы является результатом выигрыша Рембрандта. Предварительная оценка на сегодняшнем аукционе составляет от 80 до 120 тыс. фунтов стерлингов.
Всего же за четыре офорта аукционисты планируют выручить от 265 тыс. до 445 тыс. фунтов стерлингов.
Сотрудник аукционного дома Sotheby’s вывешивает полотно Джона Констебля «Плотина». Фото: Sotheby’s
А вот картина Джона Констебла «Плотина», которую будут продавать 9 декабря, предварительно оценена в 8 — 12 млн фунтов стерлингов. Это полотно входит в небольшую серию монументальных «шестифутовых» пейзажей, написанных с 1819-го по 1825 годы, которые принято считать вершиной карьеры художника. Самым известным произведением в этом ряду является «Телега для сена».
Шлюз
1824, 139.7×122 см
«Плотина» была написана в 1824 году для выставки в Королевской академии. В день открытия полотно было куплено за 150 гиней, после чего Констебл написал вторую версию. Но это не слепая копия: автор внёс ряд небольших, но важных изменений, особенно усилив атмосферу.
На картине изображена пасторальная сцена на реке Стор в Суффолке — родном графстве Констебла. Художника очень ценил эту работу: до конца жизни он хранил её в своей мастерской и демонстрировал только на престижных выставках. Произведение стало основой для гравюры, что сделало его одним из самых знаменитых канонов британского искусства.
«Телега для сена» — самый знаменитый из «шестифутовых» пейзажей Джона Констебла, написанный в 1821 году. Находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне.
«В „Плотине“ проявляется абсолютное мастерство Констебла как пейзажиста. Оно и в энергии почти импрессионистической живописной манеры, и в драме облаков и смены погоды, даже в движении травы в поле и бликах воды, стекающей с плотины. Это одна из пленительных картин, и чем дольше зритель смотрит на неё, тем больше видит», — говорит старший специалист Sotheby’s по британской живописи Джулиан Гаскойн (Julian Gascoigne).
Этот пейзаж
Джона Констебла в последний раз видели на аукционе в 1855 году. С тех пор он был частью фамильной коллекции.
Сюжет картины «Лодка, проходящая плотину» во многом сходен с «Плотиной», однако для неё Констебл выбрал горизонтальную композицию. Полотно, написанное в 1826 году, находится в Национальной галерее Австралии в Канберре.
Полотно-близнец «Плотины», некогда входившее в коллекцию барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы, было продано его вдовой три года назад. Тогда на аукционе Christie’s в Лондоне за картину дали почти 22,5 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для работ Констебла.
По материалам artdaily.com и официального сайта Sotheby’s. Главная иллюстрация — фрагмент картины Джона Констебла «Плотина».