Уникальная выставка, посвященная сакральной теме в искусстве, собрала настоящие шедевры. Внушительная часть работ — картины итальянских художников от Доменико Морелли до Лучио Фонтана. Но еще именно здесь можно увидеть «Белое распятие» Шагала и «Пьету» Ван Гога по мотивам Делакруа! Ограничений по стилям на выставке нет: прерафаэлит Милле и экспрессионисты Эдвард Мунк и Отто Дикс — тут же, с выдающимися работами.
фото: вид одного из залов экспозиции
Более 100 произведений, созданные в XIX — XX веках, принадлежат кисти итальянцев Доменико Морелли, Гаэтано Превиати, Феличе Казорати, Джино Северини, Лучио Фонтана, Эмилио Ведова. Среди имен зарубежных живописцев — Ван Гог, Эдвард Мунк, Пабло Пикассо, Макс Эрнст, Стэнли Спенсер, Жорж Руо, Анри Матисс.
Именно про «Пьету», которая фигурирует и на афишах выставки, Ван Гог писал своему брату Тео: «Литография с работы Делакруа „Пьета“ вместе с ещё несколькими листами упали в краску и масло и попортились. Меня это ужасно огорчило и теперь я занят тем, что пишу картину с неё, которую ты сможешь увидеть.»
Пьета (Оплакивание Иисуса Христа)
Сентябрь 1889, 73×60.5 см
Впечатляющее видео с драматической музыкой представляет «хиты» экспозиции. Божественная красота!
Выставка «Божественная красота: от Ван Гога до Шагала и Фонтаны» серьезна и весома еще по одной причине: она организована Фондом Палаццо Строцци совместно с Музеями Ватикана как часть мероприятий по случаю национального церковного конгресса, который пройдет во Флоренции 9 — 13 ноября 2015 года при участии Папы Франциска.
Святой Себастьян
1875, 115×90 см
«Белое распятие» Марка Шагала привезли во Флоренцию из Института искусств в Чикаго: редкая возможность увидеть знаменитую работу в Европе!
Белое распятие
1938, 155×140 см
Картина «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле прибыла из Музея Орсе в Париже. Читаем название, и… ищем ангела — где же он? Оказывается, название работы связано с детскими воспоминаниями художника: услышав колокольный звон, бабушка останавливалась, чтобы прочесть молитву «Angelus Domini» («Ангел Господень»). Примечательно, что при исследовании работы рентгенограмма открыла зловещую тайну: первоначально у ног крестьянской супружеской пары художник изобразил могилу ребенка. Но потом решил переделать сюжет в более нейтральный — молитву об урожае.
Анжелюс (Вечерняя молитва)
1850-е
, 55.5×66 см
Интересна и судьба картины: она так часто переходила из рук в руки и выставлялась на публике, что ее репродукции можно было часто встретить во многих домах. А в 1889 году при очередном предложении о продаже за нее боролся Лувр, однако купил работу консорциум американских торговых агентов за рекордные по тем временам 580 000 франков. Но «Анжелюс» все равно вернулся во Францию: через 10 лет работу приобрел один весьма обеспеченный француз и подарил ее музею. Вот такой «гость» приехал на выставку в Италию.
Картина «Блудный сын» художника Baccio Maria Bacci (Florence 1888−1974), 1925
Картины итальянских мастеров полны света. Интересно выстроена экспозиция: наряду с малоизвестными, но весьма примечательными работами — настоящие жемчужины, будто «вспышки» эмоций.
Мадонна (Женщина, занимающаяся любовью)
1894, 90×70.5 см
Работы мастеров XX века, представленные в экспозиции, очень драматичны… Экспрессия!
Христос и Вероника
1943, 100×80 см
Ренато Гуттузо, «Распятие» — одно из самых знаменитых произведений итальянского живописца, которое перекликается с «Герникой» Пикассо (прямая цитата — фигура лошади в центре полотна). Картина была написана в 1941, и экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942), вызвав недовольство Ватикана.
Ренато Гуттузо, «Распятие» (1941)
Что ж, такими поворотами истории также интересна эта великолепная выставка во Флоренции. Стоит успеть посетить ее до 24 января 2016 года.
Главная иллюстрация обзора: Глир Уоррен Филпот (Glyn Warren Philpot, Лондон 1884−1937), работа «Ангел возмездия» 1925 г.
Главная иллюстрация обзора: Глир Уоррен Филпот (Glyn Warren Philpot, Лондон 1884−1937), работа «Ангел возмездия» 1925 г.