В студии-мастерской Музея-заповедника «Абрамцево» проходит выставка «Михаил Врубель. Живопись, графика, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Основа представленной экспозиции — коллекция Саввы Мамонтова, а также работы Врубеля, собранные музеем Абрамцево в годы после кончины художника.
«Представлены эскизы к произведениям монументального характера (росписям Владимирского собора в Киеве), портреты участников Абрамцевского художественного кружка и выполненные художником во время поездок с С. И. Мамонтовым по Италии, эскизы к оформлению особняка А. В. Морозова, эскизы костюмов и декораций к спектаклям Русской Частной оперы и другие. Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской. Представлены наиболее известные вещи М. А. Врубеля — в частности, керамическая сюита „Снегурочка“, „Египтянка“, декоративные вазы, а также изразцы для печей» — из пресс-релиза выставки
Савва Иванович Мамонтов был очень интересным человеком. Помимо торговой и промышленной жилки, он обладал незаурядным вкусом и творческой одаренностью. Это позволило ему привлечь и создать в своей подмосковной усадьбе артистическое и творческое содружество целой плеяды знаменитых российских художников: Репина, Поленова, Васнецова, Коровина, Серова и, конечно же, Врубеля.
Портрет С. И. Мамонтова
1897, 187×142.5 см
«Врубелевская» скамья в Абрамцево, фото
В «абармцевском», или как его еще называли, «мамонтовском» художественном содружестве активно занимались живописью, ставили и оформляли домашние спектакли с участием знаменитых русских актеров, создавали архитектурные проекты. Для художников здесь были специально оборудованные кустарные мастерские. И все здесь было напоено духом творчества и созидания.
Именно в абрамцевской керамической мастерской Врубель создавал свою майолику, которая представлена на нынешней выставке. Художник пытался возродить художественные кустарные промыслы — переосмыслив и дополнив утилитарность предметов красотой и поэтической сущностью. Недаром негласным творческим девизом в Абрамцево была мысль художников содружества о «красоте пользы и пользе красоты».
Врубель М. А. Камин, музей Абрамцево
Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту.
Михаил Врубель
Фактически, в последней четверти 19 века в Абрамцево создавался «неорусский» стиль, который впоследствии стал катализатором признанного и известного на весь мир русского модерна начала ХХ века. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: желание утверждать и популяризировать связь между пользой и красотой было символом того времени. Большая часть художественной интеллигенции России конца девятнадцатого века считала своим серьезным общественным долгом и обязанностью продолжить народное искусство, дополнив его своими творческими взглядами и находками
Михаил Врубель. «Голова Льва», ставшая в последствии эмблемой абрамцевской керамики
Врубель М.А. Царь Берендей. 1900 г., Абрамцево, керамика, глазурь
— Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика
, витраж
, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дива, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы, и все делалось «стильно», с пониманием особенностей материала и окружения…
Н.А. Дмитриева — искусствовед, автор книги о М.А.Врубеле
Свидание Тамары и Демона. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
1890-е
, 66×50 см
Михаил Врубель в 1889 году присоединился к «мамонтовскому» художественному содружеству. В тот период своей творческой деятельности Врубель был увлечен поиском новых путей развития русского искусства, и ему был созвучен тезис Мамонтова о том, что «нужно приучать глаз народа к красивому: на вокзалах, в храмах, на улицах». Так же, как и остальные «абрамцевские» художники, Врубель считал, что искусство нельзя делить на высшее и низшее.
Мамонтову в 1900 году на Всемирной выставке дали золотую медаль как «экспоненту» майолики, а, собственно, мастер Врубель получает также золотую медаль за свои работы.
Керамическая облицовка камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», автор эскиза — М.А. Врубель, дата создания — 1899−1900 гг., экспозиция Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ)
Камин в интерьере центрального зала Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Фотография ВМДПНИ
Сколько у нас красоты на Руси… И знаешь, что стоит во главе этой красоты — форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?
Михаил Врубель
Голова Демона. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
1880-е
, 23×35 см
«Я положительно стал замечать, что моя страсть обнять форму как можно полнее мешает моей живописи дай сделаю отвод и решил лепить Демона: вылепленным, он только может помочь живописи, так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой» — Михаил Врубель, 1888 г.
Помимо керамики, на открывшейся выставке представлены эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, портреты участников Абрамцевского художественного сообщества, эскизы костюмов и декораций к спектаклям Русской Частной оперы и много других работ Михаила Врубеля. Некоторые из экспонатов выставляются в России впервые
На выставке, фото из соцсети FB (страница музея Абрамцево)
Обязательно хочется отметить главный замысел устроителей и изюминку экспозиции выставки — погружение в атмосферу создания Врубелем своих работ. Визуальная связь и практически неизменившийся архитектура Абрамцево позволит зрителям ощутить тот творческий дух и созидательное настроение, в котором работали Врубель и его сподвижники.
Выставка в Абрамцево продлится до начала ноября.
Главная иллюстрация: Михаил Врубель, блюдо «Садко», 1899−1900