Картины старых мастеров — это настоящая terra incognita нашего времени. И новейшие технологии позволяют делать всё более интересные находки даже там, где, казалось бы, всё известно. Самый свежий пример — портрет
кисти Рембрандта «Старый человек в военном костюме». Учёные из Лос-Анджелеса, Антверпена и Делфта смогли в деталях рассмотреть изображение юноши, которое скрыто под основным красочным слоем.
Старик в военном костюме
1631, 65.7×51.8 см
То, что на этом холсте есть «призрак», стало известно ещё в 1968 году, когда картину просветили с помощью рентгена. Однако тогда оборудование не позволяло выявить подробности второго портрета. Теперь реставраторы определили тон лица молодого человека и оттенки его плаща.
Ориентировочная цветовая реконструкция скрытого портрета. У юноши на плечах накидка зелёного цвета с воротником. Фото: J. Paul Getty Trust
«Исследователи всегда ограничены в своём инструментарии, поэтому многие годы изучение этой картины продвигается постепенно. В этот раз сканирование выявило распределение конкретных химических элементов, из которых мы можем вычленить цветовые пигменты, использованные в первой композиции. Это предоставило нам больше подробностей изображения, которое находится под основным», — сказано в статье, опубликованной в журнале «Прикладная физика А».
Портрет
молодого человека повёрнут на 180 градусов по отношению к старику. На снимке справа изображение перевёрнуто, чтобы выделить скрытый рисунок. Фото: whaatsnew.com
По данным журнала, черты лица и плащ получилось рассмотреть из-за различного химического состава краски Рембрандта. В отличие от современных художников, которые используют масляную краску, расфасованную в тюбики, живописцам 17-го века приходилось смешивать цвета, используя пигменты, которые обычно содержали опасные химические вещества, такие как свинец и ртуть.
Как известно, Рембрандт ван Рейн время от времени использовал повторно деревянные доски, холсты и медные пластины, особенно в первые годы своей карьеры.
Портрет мужчины в берете с пером
1630-е
, 62.5×47 см
Эксперты полагают, что портрет
«Старый человек в военном костюме» не был выполнен по заказу. По словам куратора музея Гетти Энн Вуллет (Anne Woollet), существует большая вероятность, что и старик, и молодой человек — это одно и то же tronie, для которого Рембрандт использовал собственные черты лица.
Tronie — разновидность жанрового портрета, получившая распространение в Голландии в XVII веке. Модели (чаще всего — анонимные) изображены по пояс или по плечи со странным выражением лица или в необычном костюме. Рембрандт сделал множество автопортретов-tronie (пример на иллюстрации слева).
Это не первый случай, когда для выявления новых нюансов картин старых мастеров используют сканирование MA-XRF. Подобное исследование применялось при изучении полотна Рембрандта «Сусанна и старцы» в марте нынешнего года.
Сканирование картины «Сусанна и старцы» (1647) показало, что она в своё время претерпела значительные изменения. Коллаж: artchive.ru
Тогда специалисты выяснили, что значительная часть полотна была перекрашена в XVIII веке, некоторые участки были просто промыты растворителем и прописаны заново в более современных для того времени светлых тонах. Учёные подозревают, что это сделал художник Джошуа Рейнольдс — тогдашний владелец холста.