Регистрация

В Петропавловской крепости «Грохочет бал, сияет бал…»

Мне нравится2       0  
В Инженерном доме Петропавловской крепости Государственный музей истории Петербурга совместно с Российской государственной библиотекой проводят большую и очень необычную выставку «Грохочет бал, сияет бал…» Экспозиция объединяет более 300 различных экспонатов и посвящена светским развлечениями жителей Санкт-Петербурга XIX — начала XX века — балам и маскарадам.

Веер. 1890-е. Франция. Перламутр, кость, металл, резьба, гравировка, золочение, серебрение, газ, кружево, гуашь, роспись. ГМИ СПб. Перчатки дамские на трех перламутровых пуговицах. Неизвестная мастреская. Конец XIX века. Кожа, лайка. ГМИ СПб

Представить себе жизнь императорской столицы без этих популярных развлечений практически невозможно. Пожалуй, единственным конкурентом была только опера. Ежегодно в Северной Пальмире давали не менее 200−300 различных балов. Причем на различный вкус: от строгих и весьма регламентированных придворных и великосветских — до частных увеселений и фривольных балов-маскарадов.
Афиша одного из балов. Фото с выставки — otzovik.com
Проходящая выставка охватывает все стадии бальной жизни — покупка билетов и получение приглашений, подготовка к балу, регламент и программа проведения. Мероприятия эти были весьма ответственными и для того, чтобы на них попасть, требовалось соблюсти много условностей: от особого костюма и платья до непременных аксессуаров, которые обязательно требовались от участников торжества.


Афиша декадентского «Бала Монстров"

Как и сам бал, экспозиция начинается с афиш. В то время (XIX — начало XX века) любой желающий, увидев объявление о предстоящем бале, мог приобрести на него билет. Если это, конечно, не закрытое мероприятие. Те, кто участвовал в организации или в программе бальных торжеств, обычно получали приглашение.

— Как ни странно, обычно билеты продавались в кондитерских магазинах, — рассказывает куратор выставки Ирина Карпенко. — Цена варьировалась от двух до пяти рублей (писарь, например, получал в то время 30 рублей в месяц). Самый дорогой билет, который мне довелось найти в источниках — 25 рублей.
Несмотря на, казалось бы, большое количество балов, каждое его посещение было событием. После приобретения билета только начиналась подготовка — дело очень ответственное и серьёзное. Нужно и платье модистке заказать, так как готовые покупали крайне редко, и перчатки в порядок привести. Если во время бала они потерялись, порвались или просто испачкались, танцевать уже было нельзя. Только стоять и общаться с гостями.
" Перчатки на балу были обязательным элементом, как для мужчин, так и для женщин. Мужчины носили короткие, женщины — длинные, по локоть. Снимать перчатки разрешалось только за столом, во время еды или при игре в карты"
Ирина Карпенко, куратор выставки
Дамам, готовившимся к балу, надо было ещё и про веер не забыть, так как, во-первых, очень жарко (вентиляции ведь тогда не было), а во-вторых, с помощью него можно было с кем-нибудь «заигрывать». Например, правой рукой указать закрытым веером на сердце означало «Я тебя люблю».
К. О. Брож. Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца. 1896. Картон, тушь, белила. ГМИ СПб
А вот к танцам относились очень серьёзно. У женщин были специальные маленькие книжечки, в которые они записывали партнёров. Помимо этого, все дамы обязательно приходили с маленькими букетиками живых цветов. Во время танца сумочки, букетики и веера оставляли на стульях. Одним словом, несмотря на царившее веселье и танцы, балы были полны тайн и условностей, понятных далеко не всем. Тем более нам, живущим в 21 веке.
Дама, снимающая маску. 1910. По рисунку К. А. Сомова. ИФЗ. ГМИ СПб
Собственно, для нас устроители выставки специально заказали интерактивную программу «Вы поехали на бал», которая позволит освоить принципы «бальной культуры»: правильно одеться для мероприятия, научиться танцевать вальс и полонез, изучить язык веера и цветов, самостоятельно сделать маску и даже попытаться решить проблему с «парковкой» кареты у входа во дворец. Отметим, что карточным играм, принятым на балах, данная программа не обучает.



Парадный костюм сенатора. Вторая половина XIX века. Сукно, галун, шитье в прикреп и на проем золотыми прядеными нитями, канителью, блестками, плащенками. ГМИ СПб

Центральной частью выставки, конечно, является мода. Бальные костюмы и платья разных времен — от петровских (а именно Петр Первый стал организовывать первые балы и ассамблеи в России) до нарядов начала 20-ого века — вплоть до 1917 года, когда пришедшие к власти большевики поставили жирную точку на «буржуйском» развлечении «бывших». Также в этой части экспозиции можно увидеть разнообразные маскарадные наряды и маски, веера, кружева, бальные книжки для записи танцев, туфли, сумочки, перчатки, боа.



Дамское платье из белого шифона. Неизвестная мастерская. 1910-е. Шифон, атлас, кружево. ГМИ СПб

Помимо нарядов, на выставке в Петропавловке представлена реконструкция элементов тематического бала «Подводное царство». Он проходил в 1907 году в очень известном в те годы театре «Аквариум» и был организован «Обществом художников Петербурга». Практически все аксессуары реконструкции — вплоть до меню и бутылок, — являются историческими документами ушедшей блестящей эпохи.
Чарльз Херманс, «Бал-Маскарад» 1880
Увы, уже давно слово «бал» для нас ассоциируется лишь со школьным выпускным. Но все течет и все меняется, постепенно стала возрождаться традиция проведения подобных мероприятий. Сначала возродились предновогодние балы, затем стилизованные… В наше время это все еще редкое и, что уж греха таить, довольно странное развлечение, но с каждым годом оно все более и более набирает популярность. Собственно, выставка «Грохочет бал, сияет бал…», тому подтверждение. Поторопитесь — экспозиция доступна до 13 сентября.
Главная иллюстрация новости — Жорж Жюль Виктор Клаирин, «Бал-Маскарад», 19 век.



КомментироватьКомментарии
HELP