Научное исследование, проведённое специалистами Музея Виктории и Альберта в Лондоне, раскрыло интригующие детали под слоем краски на «Портрете дамы» (также известного как «Портрет
Смеральды Бандинелли») кисти великого итальянца Сандро Ботичелли. Полотно находится в хранилище музея уже более века.
Результаты развеяли миф о том, что бывший владелец картины — художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти — дорисовал модели яркие рыжие волосы, и пролили новый свет на художественную технику Боттичелли.
Портрет дамы (Смеральда Бандинелли)
1475, 65.7×41 см
Ботичелли vs Россетти
Россетти купил «Портрет
дамы (Смеральды Бандинелли)» на Christie’s в 1867 году за весьма скромные 20 фунтов стерлингов (примерно 1 тыс. 300 фунтов в переводе на нынешние деньги). Ещё 4 фунта художник потратил на очистку произведения. В письме своему секретарю Чарльзу-Августу Хауэллу от 1 апреля 1867 года — через три дня после покупки — Россетти объясняет: «Я восстанавливаю причёску, но не намерен об этом говорить».
Ранее считалось, что участок, который «восстановил» Россетти, — это светло-рыжие волосы женщины. Теперь же реставраторы удалили слой жира и обесцветили лак, нанесённый, вероятно, в середине 19-го века. И обнаружили, что оригинальные слои краски подверглись изменениям меньше, чем предполагалось ранее.
Слева: Джордж Фредерик Уоттс, «Портрет Данте Габриэля Россетти» (ок. 1871)
Анализ подтвердил, что вся картина была написана темперой, а рыжие волосы изобразил сам Боттичелли. Эксперты склоняются к мнению, что Россетти отретушировал лицо и белый чепец.
С помощью инфракрасный рефлектограммы реставраторы смогли заглянуть под красочный слой и обнаружить нюансы, невидимые глазу. Теперь стало понятно, как Боттичелли разработал и написал портрет
.
Реставратор Музея Виктории и Альберта с «Портретом дамы» («Портретом Смеральды Бандинелли») в картинной галерее. Фото via artdaily.com
Он использовал глубокие линии, чтобы обозначить архитектурные элементы, такие как колонна и подоконник, и правильно отобразить перспективу. Костюм он наметил мокрым эскизом с последующим свободным наложением красок, содержащих уголь, чтобы придать объём деталям. Красочные слои также выявили, что художник внёс изменения над левым предплечьем Смеральды и добавил ткань на руке.
В 1880-м году Данте Габриэль Россетти продал картину своему покровителю — крупному коллекционеру Константину Александру Ионидесу (Constantine Alexander Ionides) за 315 фунтов (около 21 тыс. 100 современных фунтов стерлингов). Тот в свою очередь завещал портрет
Музею Виктории и Альберта, куда картина попала в 1901-м — через год после его смерти.
Надпись на итальянском на раме гласит, что на портрете изображена Смеральда Бандинелли — жена Вивиано Бандинелли и бабушка скульптора 16-го века Баччо Бандинелли. Последний, вероятнее всего, и сделал подпись, изменив фамилию модели с Брандини на Бандинелли. В в 1530 году, готовясь получить орден Св. Якова, скульптор отказался от родового имени Брандини и подделал свою родословную, произведя её к более благородной фамилии.
Архивные документы свидетельствуют, что Смеральде (Эсмеральде) Брандини в 1469 году было 30 лет, и она была матерью троих детей.
Переосмысление Ботичелли
Этот портрет
станет отправной точкой для выставки под названием «Переосмысление Ботичелли», которую Музей Виктории и Альберта организует будущей весной. Экспозиция покажет, как прерафаэлиты
вновь открыли флорентийского мастера, забытого в викторианскую эпоху, и как художники и дизайнеры откликаются на его работы до сих пор.
Один из кураторов будущей выставки в Музее Виктории и Альберта Марк Эванс (Mark Evans) сказал: «За последние десятилетия технологии неизмеримо углубили наше понимание исторических картин. Обесцветив и сняв лак, мы увидели яркие цвета Боттичелли. Портрет
дамы, известной как Смеральда Бандинелли, и её рыжие волосы, вокруг которых велось так много дебатов, получили новую жизнь. Мы очень рады возможности впервые показать на выставке картины Боттичелли, принадлежавшие Данте Габриэлю Россетти, Эдварду Бёрн-Джонсу и Джону Раскину».
Выставка «Переосмысление Ботичелли» станет крупнейшей за последние 85 лет экспозицией в Британии, посвящённой этому художнику. Она проследит влияние итальянца на живопись, моду, кино, фотографию, скульптуру и гобелены. Публике будут представлены более 50 оригинальных работ Боттичелли, а также таких творцов, как Данте Габриэль Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Рене Магритт, Эльза Скиапарелли, Энди Уорхол и Синди Шерман.
Инь Синь, «Венера, вслед за Боттичелли» (2008). Эта работа станет одним из экспонатов выставки «Переосмысление Ботичелли». Фото: Музей Виктории и Альберта
Первая версия экспозиции будет представлена в Берлинской картинной галерее с 24 сентября 2015-го по 24 января 2016 года, а затем в Музее Виктории и Альберта — с 5 марта по 3 июля 2016 года.
В материале использованы сведения из источников artdaily.com, news.artnet.com, The Art Newspaper, официальных сайтов музеев.