В Хабаровском Дальневосточном художественном музее впервые представлена экспозиция, к которую вошли как картины из собрания самого ХДХМ, так и из Приморской государственной картинной галереи города Владивостока. Клод Лоррен, Аннибале Каррачи… Удивительно: замечательные, ценные картины были переданы Эрмитажем приморским музеям в 30-х годах прошлого века и с тех пор никогда не экспонировались!
Джовани Арричетти. «Портрет Тициана». Нач. 18 в. Бумага, акварель
Наконец, к 250-летию Эрмитажа, зрители наконец-то смогут увидеть произведения искусства итальянских, голландских, французских, немецких мастеров XVI — нач. XX веков.
Представлены работы Клода Лоррена, Джованни Арричети, Аннибале Карраччи и многих других художников западной Европы.
Представлены работы Клода Лоррена, Джованни Арричети, Аннибале Карраччи и многих других художников западной Европы.
Аннибале Карраччи, «Святое семейство» 17 в. Холст, масло. Италия
Примечательно и полотно Карраччи, но особой жемчужиной выставки является полотно «Портрет
полководца Хуана Австрийского»: это шедевр испанской живописи XVI века, единственная картина Алонсо Санчеса Коэльо, хранящаяся в России.
Алонсо Санчес Коэльо, «Портрет полководца Хуана Австрийского», 16 век, холст, масло, Испания
В истории Эрмитажа были периоды, когда власти страны вмешивались в формирование коллекций и порой брутально изымали из фондов картины мирового уровня для продажи. В период с 1929 по 1934 гг. приказами Правительства были проданы 48 практически бесценных шедевров, среди которых картины Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Ван Гога.
О масштабах происходящего тогда с бесценными работами великих мастеров судите и по этому примеру. Шедевр Ван Гога «Ночное кафе», купленный весной 1908 г. на выставке «Салон Золотого руна» за 3 тыс. рублей (7 тыс. тысяч франков) коллекционером Иваном Морозовым, в 1918 г. был национализирована советской властью. В 1928 — 33 годах полотно выставлялось в Москве, а затем было продано коллекционеру Стефану Кларку. После его смерти, согласно завещанию, права на картину перешли Йельскому университету. В 2014 г. правнук Ивана Морозова Пьер Коновалофф проиграл в американском суде права на картину.
Именно в ту пору и возникли случаи передачи части коллекций из Эрмитажа в другие музеи СССР. Музейщики до сих пор спорят: было ли это благом для коллекции или же нет. Некоторые из них считают, что передавая картины в другие музеи, их коллеги спасали экспонаты от продажи на Запад.
Дюжарден Карель, «Маленький нищий музыкант» 17 век, Голландская школа. Бумага, офорт
.
Впрочем, даже после Второй мировой войны и смерти Сталина угроза коллекции Эрмитажа не исчезла. Так, Пергамский алтарь — самый значительный после мраморных статуй Парфенона древнегреческий памятник, — был вывезен советскими войсками из Берлина в 1945 году и в совершенно секретном режиме содержался в спецхране Эрмитажа до 1954 года — только тогда он стал доступен для посетителей. В 1958 году по решению Хрущева алтарь вместе с огромным количеством других трофейных предметов искусства был возвращен ГДР. А в Эрмитаже осталась прекрасно сделанная гипсовая копия алтаря, которую в 2002 году передали в подарок Академии имени Штиглица, где ее можно увидеть на галерее Большого зала под стеклянным куполом.
Фрагмент Пергамского алтаря, «Супруга Зевса Гера правит квадригой».
Пергамский алтарь был воздвигнут в честь победы, одержанной в 228 году до н.э. армией царя Аттала I над варварами-галлами. Древняя Греция.
Пергамский алтарь был воздвигнут в честь победы, одержанной в 228 году до н.э. армией царя Аттала I над варварами-галлами. Древняя Греция.
Даже в наши дни, в 2013-м году, в связи с попыткой воссоздания Государственного музея нового западного искусства, закрытого в 1948 г., широко обсуждалась возможность передачи части эрмитажной коллекции художников-импрессионистов в Москву. После широкого обсуждения идея не нашла поддержки, как, впрочем, и не нашла поддержки идея воссоздания этого музея.
Елизавета Бём, «Захмелел» 19−20 век. Бумага, акварель
, гуашь
.
Так или иначе, но представленная в Хабаровске выставка «Неизвестный Эрмитаж» позволит увидеть работы знаменитых мастеров Европы, долго время спрятанные от глаз зрителей. Очень хочется надеяться, что такие экспозиции станут традиционными, а шедевры мирового наследия будут меньше пылиться в музейных запасниках.
Выставка продлится до 1 ноября этого года.
Все иллюстрации, кроме картины Ван Гога и Пергамского алтаря, — из экспозиции «Неизвестный Эрмитаж"
Главная иллюстрация новости — Клод Лоррен, «Порт», 17 век.
Медная пластина, масло. Франция.
Медная пластина, масло. Франция.