В выставочном центре «Табакалера» (Малага, Испания) открылась ретроспективная выставка творчества одного из лидеров русского авангарда Павла Филонова. Событие заметное: первая выставка Филонова в Испании преподносит почти тридцатилетний творческий период художинка и включает наиболее известные его работы из коллекции Русского Музея.
На выставке в Малаге. Фото с сайта cadenaser.com
Как мы уже писали, выставочный центр «Табакалера» и мэрия Малаги в нынешнем году заключили договор с Русским Музеем. Это позволило «Табакалере» стать фактически единственным зарубежным филиалом Русского музея, а также дает центру право проводить три ежегодных выставки. Одну постоянную — экспозицию на 9 месяцев, и две временные — длительностью до полугода. Выставка работ Павла Филонова стала второй временной экспозицией в рамках подписанных договоренностей.
Бегство в Египет
1918, 71×88.9 см
«Впервые Филонов был показан в „Русском музее“ 18 лет тому назад. Главное то, что продолжается открытие этого замечательного художника. Теперь мы делаем эту выставку на совершенно ином уровне — и техническом, и технологическом: и другое освещение, и совершенно другая экспозиция, которая по-настоящему открывает драгоценность и красоту филоновских вещей. Это работы красивые, драгоценные. Это высокое искусство, иногда страшное, иногда потрясающее» — рассказал директор Русского Музея Павел Гусев
Колхозник
1931, 69.5×53 см
Всего на выставке представлены 66 произведений живописи и графики художника
из коллекции Русского музея. Среди картин — настоящие шедевры, в том числе «Пир королей» (1913), «Крестьянская семья» (1914), «Германская война» (1914−1915), «Формула весны» (1922−1923), «Живая голова» (1923), «Колхозник» (1931). Самая ранняя работа датирована 1911 годом, а самая поздняя — 1940-м.
из коллекции Русского музея. Среди картин — настоящие шедевры, в том числе «Пир королей» (1913), «Крестьянская семья» (1914), «Германская война» (1914−1915), «Формула весны» (1922−1923), «Живая голова» (1923), «Колхозник» (1931). Самая ранняя работа датирована 1911 годом, а самая поздняя — 1940-м.
Пир королей
1912
Павел Филонов умер, простудившись во время дежурств на крышах Ленинграда зимой страшного 1941 года. Он никогда не продавал своих картин, считая, что они должны быть достоянием народа, завещав подарить их Советскому государству и «сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Именно Филонову и принадлежит метод «аналитического искусства» — «органический рост» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну.
Нарвские ворота
1929, 88×62 см
Филонов создал свой, совершенно особый, вариант авангардизма. Например, художник осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов, а именно — он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним. В его работах, даже в последних, можно найти следы классики, а также хронологически близких жанров вроде модерна и символизма, и гораздо более ранних, похожих на работы Иеронима Босха.
Налетчик
1928, 22.6×15.8 см
Художник никогда не выезжал из России, а запрет за проведение выставок его произведений продолжался несколько десятилетий. Работы Филонова сохранила его сестра Евдокия Глебова; в 1970-х она передала их ГРМ, где они пролежали в запасниках еще тридцать лет. Лишь в 1988 году в Русском Музее состоялась первая советская, а затем, в 1990 году в Центре Помпиду в Париже — первая зарубежная выставка мастера, после чего Филонов получил признание как один из классиков искусства XX века.
Теперь наследие мастера увидит Испания. Выставка Павла Филонова «Очевидец незримого» в Малаге продлится до 10 января 2016 года.
Теперь наследие мастера увидит Испания. Выставка Павла Филонова «Очевидец незримого» в Малаге продлится до 10 января 2016 года.
Главная иллюстрация новости — Павел Филонов, «Масленица»