Художественный музей в Толедо представляет выставку картин своей коллекции «Из собрания: 300 лет французского пейзажа». Зрителей ждут великолепные виды Франции от самых видных представителей этого жанра: Лоррана, Буше, Руссо, Курбе, Синьяка, Дерена и Сезанна. Кроме того, в экспозиции — «новинки» старины прекрасной: недавно приобретенные редкие картины Добиньи и Ренуара.
Как говорит куратор выставки Лоуренс Николс, «красота — это не единственная связь между картинами. Вся галерея дает представление о стойкой французской традиции, изображающей сцены природы». С этой целью организаторы выставки построили экспозицию в хронологическом порядке и позволили зрителям проследить смену стилей в истории искусства на протяжении XVII — начала ХХ вв.: от классицизма до фовизма.
К. Лоррен «Пейзаж
с танцующими Нимфой и Сатиром», 1641 год, холст, масло, 99,7×133, Художественный музей в Толедо
Художник-классицист Клод Лоррен почти всю жизнь прожил в Италии и писал пейзажи-идиллии. Все его картины проникнуты духом гармонии, показывая не настоящую реальность, а идеальную картину мира. Умело выстраивая композиции с памятниками античности и древними руинами, окруженными деревьями с густыми кронами, он заселяет свои чудесные края мифологическими персонажами: картина выше — прекрасный тому пример.
Необыкновенный свет, исходящий от картин Лоррена, — результат работы мастера над эффектами освещения. Художник создает невероятно сложную световую живописную поверхность и полотна оживают: он освещает картину утренними лучами восходящего солнца, может ее наполнить зноем жаркого полдня или передать наступление вечера падающими тенями угасающего дня.
Его картины изобилуют яркой бирюзой и синью — художник использовал ультрамарин, самый дорогой пигмент, добываемый из ляпис лазури, редкого драгоценного камня. Очень ограниченное число живописцев в XVII веке могли себе позволить использовать его в таких количествах, как Лоррен.
Его картины изобилуют яркой бирюзой и синью — художник использовал ультрамарин, самый дорогой пигмент, добываемый из ляпис лазури, редкого драгоценного камня. Очень ограниченное число живописцев в XVII веке могли себе позволить использовать его в таких количествах, как Лоррен.
В эпоху рококо было модным украшать будуары пейзажами с пасторальными сценами и как ни удивительно, пейзажами с аскетами. На картине Франсуа Буше — очаровательный пейзаж
со старенькой мельницей. О его работах в Салоне 1761 года Дени Дидро сказал «Этот человек способен на все — кроме правды». Но так ли она нужна везде и всюду?
Ф. Буше «Мельница в Шарантоне», 1758, холст, масло, 113×146
Художественный музей в Толедо
Пьер-Анри де Валансьен — художник нео-классицист, продолжатель традиций Пуссена и Лоррана. Он учился в Италии, а, вернувшись во Францию, основал художественную школу. Природа стала для живописца постоянным источником радости и вдохновения. В своем трактате о перспективе, опубликованном в Париже в 1800 году, Валансьен описал свое кредо…
«Возвеличивание природы ради самой природы приносит глубокие и восхитительные ощущения для души»
П.-А. де Валенсьенн «Классический пейзаж
с фигурами», 1806 год, холст, масло, 45,2×73,5. Художественный музей в Толедо
Реализм
как стиль искусства представлен на выставке картиной Гюстава Курбе. Автор заявляет о том, что художник должен изображать современную жизнь, а не подражать прошлому. А задача мастера — изображать лишь то, что он видит.
Кюрбе говорил: «Покажите мне ангела, и я нарисую его!»
Г. Курбе «Ограда», 1862, холст, масло, 109,9×135,3
А.Сислей «Акведук в Марли», 1874, холст, масло, 54,3×81,3, Художественный музей в Толедо
Красоту сельской местности в своем творчестве открыли художники барбизонской школы. Впервые в искусстве они изобразили реалистический пейзаж
, работая на пленэре в лесу Фонтенбло в окрестностях деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Картина основателя школы Т. Руссо с рослыми березками и сверкающим узором листвы на темном фоне передает прелесть природы первозданной — она кажется даже диковинно фантастической.
Т. Руссо «Под березами. Вечер», дерево, масло, Художественный музей в Толедо
«20 мая 1890 года Ван Гог приехал в Оверн и посетил вдову Добиньи, Софи, которая жила в том же доме, где они жили с супругом. Художник просил разрешение писать их сад и создал три картины до своей смерти 29 июля 1890 года. Ван Гог жил последние два месяца своей жизни прожил в этой маленькой деревушке Овер, где Добиньи умер 12 лет до этого. Давний поклонник своего предшественника, Ван Гог писал своему брату Тео, что работа Добиньи «если ее понимать, затрагивает нас глубже, чем мы осознаем. Должно быть, хорошо умереть, осознавая, что ты создал правдивую вещь и знать, что в результате, ты будешь жить в памяти по крайней мере нескольких людей, и оставишь хороший пример для тех, кто придет после тебя».
Ш.-Ф. Добиньи «Овер. Пейзаж
с плугом», 1877, Художественный музей в Толедо
Коллекция музея пополнилась еще одной жемчужиной — картиной Ренуара «Дорога в Варжмон». И, как говорил сам мастер, «прекрасное произведение не должно нуждаться в комментариях».
П.О.Ренуар «Дорога в Варжмон», 1879 год, холст, масло, 86×100, Художественный музей в Толедо
Больше иллюстрированных высказываний художника об искусстве читайте в нашей специальной публикации «Арткрытки: 20 цитат Пьера Огюста Ренуара».
Две картины Сезанна, представленные на выставке, созданы в 1888 году в Шантийи, недалеко от Парижа, где художник работал несколько месяцев и писал тенистые аллеи парка. Плотная живопись, осязаемый глубокий цвет отражают мощь и красоту природы. Что бы мы не видели на его картинах — горы, море, натюрморты с яблоками, — все выглядит как совершенная гармония, созданная Творцом Вселенной.
А.Дерен «Пейзаж», 1906 год, холст, масло, 53,3×80,6, Художественный музей в Толедо
Выставка французских пейзажистов в Художественном музее Толедо (штат Огайо, США) продлится до 11 октября 2015 года.
Главная иллюстрация новости — картина П. Синьяка «Большой канал в Венеции», 1905 г.