Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Необычная выставка проходит в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме. Она полностью посвящена гравюрам мастера голландского Возрождения,сделанным на японской бумаге. О том,что художник использовал материал из Страны восходящего солнца,известно давно. Но до сих пор не было ясно,в какой именно области его производили. Когда речь идет о наследии мастеров такого масштаба — всё имеет значение!
Японские и голландские исследователи недавно выяснили,что Рембрандт отдавал предпочтение бумаге,которую делали мастера из провинции Этидзэн,расположенной в префектуре Фукуи.
Художник вообще был пионером в использовании дорогостоящей и экзотической бумаги. Он покупал её примерно с 1647 года. Единственный травленый портрет его сына Титуса был выполнен именно на японской бумаге. Эффект,которого добился Рембрандт,сделав свой поразительный выбор,виден при сравнении с отпечатками,сделанными на бумаге европейского производства.
Слева: Рембрандт ван Рейн,«Портрет Титуса ван Рейна»(1652), выполненный на бумаге из японской провинции Этидзэн
Этидзэн как регион,где производится бумага,упоминается в наиболее ранних из известных нам источников. Исторически подтверждено,что делать её в Японии начали в седьмом веке,а документы,в которых упоминается Этидзэн,датированы восьмым.
Рембрандт ван Рейн, "Могол на коне" (1654 - 1656), рисунок на японской бумаге. Британский музей, Лондон
Рембрандт ван Рейн, "Император Джахангир принимает чиновника" (1654 - 1656), рисунок на японской бумаге. Британский музей, Лондон
К тому времени,как Рембрандт начал использовать японскую бумагу,её уже некоторое время применяли в Европе. Иезуиты,например,даже печатали на ней книги. А Голландская Ост-Индская компания,которая с 1609 года имела собственную фабрику в Японии,не только продавала эту бумагу на Тайвань,в Батавию и Нидерланды в период с 1620-го по 1660 годы,но и сама использовала для ведения дел.
Японская бумага
Рембрандт регулярно использовал японскую бумагу для нанесения оттисков с медных пластин приблизительно с 1647-го по 1665 год,когда он сделал последний офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
. Кроме того,он рисовал на ней. Гравюры на материале с Востока явно отличаются от напечатанных на бумаге западного производства.
В рамках выставки японский мастер по традиционному изготовлению бумаги демонстрирует свои навыки. Фото: hiromipaper.wordpress.com
Японская бумага,которую выбирал Рембрандт,как правило,светло-коричневая и светло-жёлтая,иногда — цвета слоновой кости. Чаще всего она гладкая и блестящая,в то время как её европейские аналоги имеют более грубую матовую поверхность.
С этой бумагой работали некоторые ученики и современники Рембрандта,например,Филипс Конинк, Питер де Хох и Ян Ливенс. И,судя по всему,это высоко ценили коллекционеры. В 18-м веке кое-кто из художников тоже печатал свои гравюры на бумаге,привезённой с Востока.
Выставка продлится до 20 сентября.
Постскриптум
И ещё одна небольшая новость,которая не имеет отношения к японской бумаге,но относится к Рембрандту. Вскоре посетители ресторана на верхних этажах небоскрёба Рембрандт Тауэр в Амстердаме смогут наслаждаться не только обедом из пяти блюд,отмеченных звёздами Мишлена,но и рисунками мастера и его учеников. Гравюры с обнажёнными моделями будут демонстрировать в рамках промоушена выставки«Голая правда»(De Naakte Waarheid), которая пройдёт в Доме-музее Рембрандта в 2016 году.
А вкушать одновременно телесную и духовную пищу предстоит тем,кто попадёт в Рембрандт Тауэр с 21 сентября по 4 октября(дата смерти художника).
По материалам официального сайта музея. Главная иллюстрация: Рембрандт ван Рейн,«Христос,исцеляющий больных» или«Лист в сто гульденов»(1643 — 1649). Рейксмюзеум,Амстердам