Художник вообще был пионером в использовании дорогостоящей и экзотической бумаги. Он покупал её примерно с 1647 года. Единственный травленый портрет его сына Титуса был выполнен именно на японской бумаге. Эффект, которого добился Рембрандт, сделав свой поразительный выбор, виден при сравнении с отпечатками, сделанными на бумаге европейского производства.
Слева: Рембрандт ван Рейн, «Портрет Титуса ван Рейна» (1652), выполненный на бумаге из японской провинции Этидзэн
Голландская Ост-Индская компания
Японская бумага
Японская бумага, которую выбирал Рембрандт, как правило, светло-коричневая и светло-жёлтая, иногда — цвета слоновой кости. Чаще всего она гладкая и блестящая, в то время как её европейские аналоги имеют более грубую матовую поверхность.
Постскриптум
И ещё одна небольшая новость, которая не имеет отношения к японской бумаге, но относится к Рембрандту. Вскоре посетители ресторана на верхних этажах небоскрёба Рембрандт Тауэр в Амстердаме смогут наслаждаться не только обедом из пяти блюд, отмеченных звёздами Мишлена, но и рисунками мастера и его учеников. Гравюры с обнажёнными моделями будут демонстрировать в рамках промоушена выставки «Голая правда» (De Naakte Waarheid), которая пройдёт в Доме-музее Рембрандта в 2016 году.