Регистрация

Поразительное «Искусство Бедлама: Ричард Дадд» в британской галерее Уотса: был ли безумен викторианский художник?

Мне нравится10       0  
40 лет в психиатрической клинике… за мольбертом: уникальный и трагичный пример в истории искусства! Работы Ричарда Дадда при его жизни восхищали лишь медперсонал психлечебницы, а в ХХ веке произвели настоящий фурор. «Мастерский замах сказочного дровосека» — полотно поистине легендарное, — в современности воспел сам Фредди Меркьюри и Queen! Увидеть эту и другие работы Дадда можно в британской Watt’s Gallery, и заодно исследовать вопрос: а был ли художник и впрямь сумасшедшим?

Одержимый Осирисом

Ричард Дадд рос талантливым мальчиком: с ранних лет отец обучал его резьбе по дереву. А так как у Ричарда проявлялись способности к рисованию, его зачислили в Королевскую художественную Академию. Впоследствии он даже возглавил сообщество викторианских художников «Клика». Однако надежды на звездную карьеру выдающегося художника очень скоро растаяли.
В 25 лет Дадд совершил путешествие по восточной части Средиземного моря, побывав в Италии и Греции, а также Османской империи. Во время грандиозного вояжа начали проявляться первые симптомы психического нездоровья, которые спутники Дадда по наивности приняли за последствия солнечного удара. Дадд порою вел себя, как сумасшедший, полагая, что он находился под властью египетского бога Осириса.
Ричард Дадд. Гробницы халифов
Его мучали видения, под влиянием которых, как признавался он сам, художник даже подумывал на обратном пути в Англию убить папу Римского.

По возвращению ситуация усугубилась: молодой человек, доселе общительный и жизнерадостный, вдруг замкнулся в себе. Более того, он стал пугать родных странными выходками: хранил в комнате несколько сотен куриных яиц и не снимал перчатки из козлиной шкуры.
Ричард Дадд. Распятие
Когда доктор, обследовавший Ричарда, сообщил отцу о тревожном диагнозе, тот отказался верить, чем подписал себе смертный приговор: летом 1843 года, Дадд-младший, видя в родителе дьявола, сначала нанес отцу удар ножом, а затем перерезал бедняге горло и бежал во Францию. В конце концов, он все же был пойман (вновь набросился с ножом на пассажира экипажа, а во время допроса заявил, что направляется в Вену, чтобы порешить самого императора!) и экстрадирован в Англию, где провел остаток своей жизни в сумасшедших домах: сначала в легендарной больнице «Бедлам» в южном Лондоне, а затем в Броадмуре.
Талантливый Дадд часто развлекал медицинский персонал клиники Бедлам, читая по памяти пьесы Шекспира и играя на скрипке.
Ричард Дадд. Шторм

Живопись вместо таблеток

Более чем четыре десятилетия заключения в психиатрической клинике Дадд посвятил искусству, продолжая упрямо предаваться живописи. Его фантазийные детализированные работы, которые хотелось рассматривать с лупой, должно быть, выглядели странно в глазах его современников. Однако прожитая эпоха сюрреализма позволяет сегодня по-иному трактовать картины Дадда, представленные на ретроспективе.
Ричард Дадд. Младенец
Бедлам, а вернее Вифлеемский госпиталь для душевнобольных (Bethlhem Hospital) напртив Тауэра, славился образцовой репутацией: пациентов здесь не морили голодом, не заковывали в цепи, напротив — позволяли им творить.
Картины, написанные пациентами психиатрических клиник — своеобразный арт-фетиш. Так, знаменитая коллекция немецкого психиатра Ханса Принцхорна насчитывает целых пять тысяч картин, среди их авторов и подопечные Бедлама.
Ричард Дадд. Бегство из Египта
Выставка в галерее Уотса — первое масштабное событие, посвященное творчеству Дадда со времен ретроспективы в галерее Тейт в 1974 году.
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека (Fairy Feller's Master-Stroke)
«А, так с тобой была царица Мэб!
То повитуха фей. Она не больше
Агата, что у олдермена в перстне.
Она в упряжке из мельчайших мошек
Катается у спящих по носам.
В ее повозке спицы у колес
Из длинных сделаны паучьих лапок…»

Вдохновленный образом королевы Мэб, описанной Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Дадд в течение 9 лет писал в психиатрической лечебнице свою знаменитейшую работу «Мастерский замах сказочного дровосека» (1855−1864).
На полотне изображены фантасмагорические персонажи, феи в волшебных нарядах, взгляд которых прикован к дровосеку, готовому расколоть грецкий орех, чтобы сделать из скорлупы колесницу для королевы Мэб. Эту картину показали в галерее Тейт в 1963 году. Тогда она была в рифму психоделическому духу времени. С тех пор ее популярность только растет, несмотря на то, что полотно родом из далекой викторианской эпохи. Впрочем, мода на «викторианство» — черта и нашего времени.
Картина Дадда «Мастерский замах сказочного дровосека» в свое время, вдохновила английского композитора Оливера Кнуссена и писателя Терри Пратчетта. А одна из песен легендарных Queen не только позаимствовала ее название — лидер группы Фредди Меркьюри называл полотно своей любимейшей картиной, и увидел он ее в галерее Тейт!
Ричард Дадд. Обертон и Титания
Сюжет «Обертон и Титания» позаимствован автором из английской мифологии. Король и королева эльфов, согласно легендам, частенько ссорятся, ведь Обертон падок на красоток из числа простых смертных!
«Дадд, возможно, был сумасшедший, но его образы никогда не были бессмысленными» — таков лейтмотив выставки.
Ричард Дадд. Порт



Ретроспектива также открывает зрителям несколько акварелей Дадда, чем-то напоминающих Тернеровские полотна. Например, «Порт» (1861) с его фантастическими укреплениями на вершине скалы, головокружительной высотой, и ощущением полета над гаванью.

Ричард Дадд. Остановка в пустыне
«Остановка в пустыне» (1845) — роскошный и технически безупречный ночной пейзаж, написанный во время путешествия Дадда по Ближнему Востоку, который показывает мастерство художника в изображении драматических световых эффектов: лунный свет против бездонной синевы.
Ричард Дадд (1817−1886) — современник Джорджа Фредерика Уоттса, имя которого и носит галерея, представляющая ретроспективу. Оба были студентами Королевской академии.
Удивительную историю гения, оказавшегося в плену сумасшествия, в галерее Уотса рассказывают до 1 ноября.
КомментироватьКомментарии
HELP