войти
опубликовать

Ричард
Дадд

Ричард Дадд (1 августа 1817, Чатем — 7 января 1886, Кроуторн) — английский живописец, один из крупнейших представителей викторианской сказочной живописи.

Особенности творчества художника Ричарда Дадда: Дадд стал известным благодаря своим картинам, на которых изображал фей и других сверхъестественных существ в загадочных жанровых сценах. Художник работал в стиле неоклассицизма, тяготел к большой детализации произведений, которые писал годами. Большинство прославивших его картин были созданы в то время, когда он был пациентом психических лечебниц – Бедлама и Бродмура.

Известные картины художника Ричарда Дадда: «Спящая Титания», «О, приди к этим желтым пескам», «Мастерский замах сказочного дровосека», «Пак», «Спор: Оберон и Титания».

Ричард Дадд был четвертым из семи (по другим данным – восьми) детей в семье Роберта и Мэри Энн Дадд. В детстве он учился в Королевской школе в Рочестере, где у него проснулась любовь к классической литературе и Шекспиру, а в 13 лет мальчик серьезно увлекся рисованием. Пять лет спустя семья Дадд переехала в Лондон, где поселилась на Саффолк стрит в Пэлл-Мэлл. Отец Ричарда, имеющий образование химика, бывший аптекарь, сменил амплуа и устроился работать резчиком по дереву, а также выполнял заказы по золочению и литью из бронзы. Клиенты Дадда-старшего обращали внимание на талантливого юношу – так Ричард познакомился с художниками и меценатами от искусства, и, возможно брал у некоторых частные уроки. В декабре 1837 года он был принят в Королевскую академию.

Академия искусств и «Клика»
В Академии Дадд подружился с шотландцем Джоном Филлипом, который впоследствии женился на сестре Ричарда, Мэри Элизабет, а также с Уильямом Пауэллом, сыгравшем значительную роль в развитии викторианской жанровой живописи. Позже в этот круг вошли художники Август Эгг , Генри Нельсон О'Нил, Альфред Элмор, Эдвард Уорд, а также Уильям Белл Скотт. Они составили группу, которая стала известна современникам как «Клика» - «первая группа британских художников, объединившихся для большей прочности и объявивших, что большая отсталость традиций Академии Искусств не имеет отношения к требованиям современного искусства». Общество представляло собой эскизный и дискуссионный клуб. Раз в неделю художники собиралась в квартире Дадда, где делали рисунки на одну общую для всех тему, а после обсуждали их. Отметим, что в 1850-х годах большинство членов «Клики» стали заядлыми врагами Братства Прерафаэлитов, полагая, что их искусство является преднамеренно эксцентричным и примитивистским.

Дадд был весьма талантливым учеником: с первого же года обучения он начал выставляться в Британской ассоциации художников. За годы учебы в Академии его мастерство отметили тремя серебряными медалями. В 1840 году Дадд начал работу в иллюстрации, создав ксилографии для «Книги британских баллад» и «Кентильского короналя». В 1841 году он представил на академическую выставку одну из своих лучших ранних работ «Спящая Титания» по мотивам пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», а годом позже – еще одну успешную работу «О, приходи к этим желтым пескам», навеянной сном Ариэля из пьесы Шекспира «Буря».

От Титании - к проклятью Осириса
«Спящая Титания» имела огромный успех, что привлекло внимание влиятельного мецената, сэра Томаса Филлипса. Он пригласил молодого художника сопровождать его в большом турне по странам Европы и Ближнего Востока в качестве зарисовщика путевых впечатлений. За неполных полгода они увидели Рейн и Альпы, посетили Венецию и Алкону, Афины и Константинополь. А за ними – Кипр, Дамаск, Бейрут, Иерусалим и Египет. Вот здесь и начались первые изменения в характере молодого художника. Веселый, остроумный и энергичный юноша пережил настоящую душевную драму: ему стало казаться, будто бы в него вселился дух египетского бога Осириса, царя загробного мира. Дадд сделался агрессивен, страдал от параноидальных иллюзий преследования, в Риме порывался убить Папу, и к моменту, когда путешественники прибыли в Париж, стал совершенно невыносим. Как утверждают современные врачи, Дадд страдал от маниакально-депрессивного или биполярного расстройства: ему чудились голоса, Осирис призывал его сражаться с дьяволом, который мог принять форму и образ любого человека из его окружения. Из чего можно заключить, что в долине Нила художника настиг вовсе не «солнечный удар», как первоначально предполагали.

Кровавая драма
Вернувшись в Лондон, Дадд стал весьма нелюдим, однако продолжал писать картины. Его отец, озабоченный состоянием брата Ричарда – Джорджа, который демонстрировал все признаки психического расстройства, - пригласил Александра Сазерленда из больницы Святого Луки осмотреть и второго сына. Итог был неутешительным: Сазерленд пришел к выводу, что Ричард был невменяем. Пообещав отцу отвлечься от тягостных дум, Ричард отправился вместе с ним в живописную деревушку Кобхэм, расположенную неподалеку от Лондона. После совместного ужина они вышли прогуляться, и тут Осирис взял верх… Ричард напал на отца с ножом и убил его на краю мелового карьера, после чего сразу сбежал в Дувр и сел на корабль, следующий в Кале.

Полиция нашла тело несчастного отца и стала разыскивать самого Ричарда Дадда, опасаясь, что и он мог быть убит. В ходе обыска его лондонской квартиры были обнаружены рисунки, изображавшие друзей и единомышленников художника, и всех – с перерезанным горлом. Вот тут-то расследование приняло другой оборот. Когда Дадда задержали во Франции, при нем был список людей, «которые должны умереть». Отец художника, Роберт, этот список возглавлял… Ввиду явной невменяемости Дадда суд принял решение о помещении его в психиатрическую больницу.

В Бедламе и Бродмуре
Дадду только что исполнилось 27 лет. После убийства отца, а также нападения на попутчика, которое он совершил по дороге в Париж, полоумного художника поместили в лондонскую Бетлемскую королевскую психиатрическую больницу, которую мы знаем как Бедлам. Надо отметить, что в семье Даддов душевные заболевания были, по всей вероятности, наследственными: трое его братьев также страдали от паранойи и шизофрении.

Врачи рекомендовали Дадду продолжать занятия рисованием, и надо отметить, что душевное расстройство никак не повлияло на его мастерство. Изолированный от внешнего мира и от последних тенденций в искусстве, он вернулся к историческим и литературным сюжетам, воспоминаниям о Ближнем Востоке, портретам и феям. Можно сказать, что как художнику, Дадду повезло: он мог рисовать для себя, не заботясь о коммерческой составляющей. В 1852 году он создал портрет одного из врачей, Александра Моррисона (нынче – в шотландской Национальной портретной галерее). С 1855 по 1864 год Дадд работал над еще одной своей известной картиной - «Мастерский замах сказочного дровосека» (к слову, вдохновившую британскую рок-группу Queen на создание одноименной песни). В Бедламе он создал «Спор: Оберон и Титания». В 1850-х годах Дадд увлекся акварелью и написал серию «Зарисовки, иллюстрирующие страсти» - надо ли говорить, что Убийство и Безумие там присутствуют?

В 1857 году состояние художника несколько улучшилось, и условия его содержания смягчили. Однако в дальнейшем кардинальных улучшений не происходило, и художник до конца своих дней провел в психиатрических больницах. В 1864 году его перевели в новую психиатрическую клинику Бродмур, неподалеку от Лондона. Здесь Ричард Дадд прожил вплоть до 7 января 1886 года, занимаясь рисованием и принимая редких посетителей. Художник скончался от обширного воспаления легких. Его картины чудом сохранились на чердаке клиники, и сто лет спустя зрители вновь открыли для себя творчество Ричарда Дадда – горячего поклонника Шекспира, многозначительных сюжетов и сказочных героев.

Перейти к биографии