В австрийском городке Гмюнд в Художественной Галерее, расположенной в средневековой башне, 24 июля открылась выставка оригинальных ксилографий и гравюр на меди немецкого художника Ренессанса Альбрехта Дюрера. Выставку уже окрестили сенсационной, так как 25 знаменитейших эстампов мастера, возраст которых уже более 500 лет, могут демонстрироваться лишь в течении трех месяцев и один раз в десять лет.
До 4 октября 2015 года зрители смогут полюбоваться гравюрами, которые принадлежат к величайшим достижениям мирового искусства, а затем, их спрячут подальше от света, и при особых климатических условиях они будут отдыхать следующие 10 лет.
Святой Антоний
1519, 14×9 см
Организаторы выставки, чтобы заинтриговать зрителей и одновременно помочь им понять значительность графики Дюрера, сделали хитрый ход. В первом зале они разместили факсимильные отпечатки нескольких известных граверов, и только затем кураторы приглашают посетителей в волшебную комнату с оригинальными гравюрами мастера, чтобы произвести ошеломляющее впечатление от его высочайшего мастерства. С помощью специальных увеличительных стекол каждый может рассмотреть малейшие штрихи и оценить виртуозную руку великого мастера.
Святой Иероним в келье
1514, 24.7×18.8 см
Зрителей ждет невероятная удача: доступны все три «Мастерские гравюры» художника, выполненные на меди! Это вершина его графического наследия: работы"Меланхолия", «Святой Иероним в келье» и «Рыцарь, смерть и дьявол».
Меланхолия
1514, 23.8×18.6 см
Об этой удивительной работе читайте в нашем специальном материале «Меланхолия» Дюрера — математикам: узнайте коды!".
Рыцарь, Смерть и Дьявол
1513, 25×19 см
Дюрера называли «Северным Леонардом да Винчи», именно универсальность и многогранность таланта, роднила его с великим итальянцем. В то же время он был самым выдающимся художником немецкого Ренессанса и воплощал традиции северно-европейской культуры.
Отто Бенеш, известный историк искусства, исследователь творчества Дюрера, писал: «Гений Дюрера сплавлял воедино самые различные проявления национальной художественной жизни. Рациональное и классическое неотделимо в его искусстве от готической экспрессивности и одухотворенности, сказочно-фантастическое живет рядом с документально-натуралистическим, орнаментально-каллиграфические приемы изображения легко переходят в пространственно-пластические».
Немезида
1502, 33.2×23.1 см
На выставке собрана серия из 16 эстампов, посвященным Страстям Христовым. Выполненные в технике гравюры на меди в 1507—1513 годы, эти работы показывают эволюцию мастера и его движение к вершинам — «Мастерским гравюрам».
Тайная вечеря из серии «Страсти Христовы»
1497, 39×28 см
Дюрер считается самым совершенным из старых мастеров в создании гравюр на дереве и меди. Он достиг единства пространства и телесного объема персонажей, а тщательной и филигранной прорисовкой он добивается почти фотографической точности. Среди других работ: «Святой Юстас» (1501), «Мечта доктора» (1497), «Морское чудовище» (1498).
Морское чудовище
1498, 14.9×18.8 см
Великий философ Эразм Роттердамский так говорил о мастерстве художника: «Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера — гравера, позволявшее ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами, передать все доступное человеческому зрению и чувству.
Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. И все это передает он черными точнейшими штрихами…».
Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. И все это передает он черными точнейшими штрихами…».
Святой Юстас
1501, 35.4×26.1 см
Кроме графических работ, посетителям выставки предлагают ознакомиться с теоретическими трактатами Дюрера «Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки» (1525) и «Четыре Книги о пропорциях человека» (1528). Художник мечтал создать целую энциклопедию для художника, но из своих планов успел осуществить лишь эти исследования.
Для любителей живописи Дюрера также имеются хорошие новости: самый известный автопортрет художника представлен в лондонской галерее Christie’s Mayfair на выставке «Свое отражение: От Дюрера до Штрута» до 5 сентября 2015 года.
Поклонников графики великого Дюрера с нетерпением ждут в средневековых выставочных залах башни Гмюнд, где выставка продлится до 4 октября 2015 года.
Главная иллюстрация новости — гравюра на меди «Адам и Ева» (1504).
Главная иллюстрация новости — гравюра на меди «Адам и Ева» (1504).