Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

"Меланхолия" Дюрера - математикам: узнайте коды!

  7 
500-летие знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера «Меланхолия» отметили… математики, собравшись в Нью-Йорке, заодно вспомнив о дне рождения творца 21 мая. Тема научных заслуг гения средних веков известна, однако ее масштаб в изобразительном искусстве трудно и представить. От пропорций человеческого тела (да, не только Леонардо!) до символов и загадок на знаменитой гравюре. Их, кстати, использовал в своей книге писатель Дэн Браун — чем не «код Дюрера»?
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет
Альбрехт Дюрер. Этюд с Библией
«Меланхолия» — гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на меди размером всего 23,9 на 18,8 см была закончена Дюрером в 1514 году. Художник создал ее для эрцгерцога Максимилиана I, при дворе которого работал. «Меланхолию» включают в тройку так называемых «Мастерских гравюр» вместе с работами «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье». Но главное — считают самой загадочной. Во-первых, меланхолия на гравюре не отражает состояние души (притом негативное и болезненно-опасное, как считали до времени Дюрера). Она показывает задумчивость гения — художник проникся новыми идеями итальянских гуманистов, а также настроем эпохи Возрождения с интересом к теориям Аристотеля и Платона. Мол, чувствительность меланхоликов «стимулирует развитие разума и остроту чувств».


Итак, гениальность. К ней — математическая наука. На гравюре — и циркуль, и деревянный шар, и многогранник. А еще — внимание, — загадка! «Магический квадрат», изобретенный Дюрером, числовое «баловство» гения. Он расположил числа от 1 до 16 так, что суммарное 34 получается, буквально, как ни крути. И это еще не все закономерности!

Этот элемент гравюры и обыграл знаменитый писатель, автор «Кода да Винчи» Дэн Браун в книге «Утраченный символ»: профессор Роберт Лэнгдон раскрывает тайну масонской пирамиды именно при помощи «магического квадрата» Дюрера.
— Число 1514… дает нам прямое указание на одну из дюреровских работ. — Они вышли в огромный коридор. Оглядевшись, Лэнгдон указал налево: — Туда. — И они скорым шагом двинулись дальше. — Альбрехт Дюрер в буквальном смысле зашифровал число 1514 в одном из самых загадочных своих произведений — «Меланхолия», — которое завершил как раз в 1514 году. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
эта считается основополагающей для искусства североевропейского Возрождения.


… Кэтрин быстро подсчитала в уме, сложив числа в нескольких строках и столбцах дюрерова квадрата.
— Тридцать четыре, — огласила она результат. — В любом направлении.
— Правильно, — подтвердил Лэнгдон. — А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат? Тем, что Дюреру удалось осуществить, казалось бы, невозможное. — И он наглядно продемонстрировал Кэтрин, что сумма тридцать четыре получается не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но также во всех четырех четвертях, в центральном четырехугольнике и даже при суммировании четырех угловых клеток. — А самое удивительное, что Дюрер к тому же умудрился вписать в нижний ряд 15 и 14, обозначив год совершения этого невероятного подвига!
Дэн Браун — Утраченный символ
Альбрехт Дюрер, сам художник, трудился для художников на ниве математики: состоящий из 4 книг труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой» вышел в 1525 году, а с 1512 года он работал над другим трудом — «Четыре книги о пропорциях», который опубликовали после смерти Дюрера. Там приводится блистательные исследования пропорций человеческого тела — не «Витрувианский человек» идеальный, а несколько более реальных фигур, очень точно измеренных во всех анатомических подробностях. «Да-да, и эти мужские штуки тоже» — как написано в одном из современных обзоров в Англии.
Собственно, и на «Меланхолии» крылатый Гений чертит что-то с помощью циркуля. Художественная математика — великая сила!
  7 
 Comments
To post comments log in or sign up.