В экспозиции 36 мозаик, 23 скульптуры и 2 триптиха — 28 из представленных работ созданы специально для выставки в PinchukArCentre. Поначалу у посетителей просто не было слов — лишь проносились какие-то мысли, как насекомые, из надкрыльев которых составлены работы… Зато слова нашлись у маэстро: Ян Фабр общителен и харизматичен, и не отказывается ответить на вопросы блиц-интервью.
- Ваши полотна – масштабная красивая работа. Расскажите, сколько людей трудятся над ними, и какой конкретно объем работы делаете Вы?
— Со мной в команде работает 7 ассистентов. Я придумываю сюжет, делаю эскиз, потом переношу контуры на большое полотно и выкладываю крыльями фигуры основных персонажей. Над фоном трудятся мои ассистенты. На создание всех работ, которые вы видите в экспозиции, ушло в общей сложности примерно 2,5 месяца. Если бы я делал все сам, на это ушло бы 2,5 года.- Как вы собрали такое количество надкрыльев жуков-златок?
— Скажу сразу, что никаких жуков я не убивал, так что направить на меня гнев Greenpeace не получится, ха-ха! В Конго, Малайзии и других странах златок едят, как в Европе едят устриц — это важный продукт питания, потому что в нем много белка. Я заранее договорился с ресторанами, и они собирали для меня послеобеденные остатки — надкрылья жуков. К тому же, я сотрудничал с крупным энтомологическим институтом.- С посвящением Конго все понятно, но вот Босх - почему одна часть выставки посвящена ему?
— Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. Многие ответы можно найти у бельгийских. а точнее, фламандских художников. У Босха очень ярко показана взаимосвязь этих явлений: в его полотнах уродство и агрессия соседствуют с высокой эстетичностью, красотой. Прекрасное и ужасное в его творчестве — вещи, невозможные друг без друга, как мышцы-антагонисты.- В том, как расположены экспонаты выставки, закодирован определенный смысл?
— Ее открывает портрет Леопольда II, великого правителя Бельгии и одновременно тирана для жителей колонии. Фактически он устроил в Конго свой собственный этно парк, из которого черпал бесконечное количество ресурсов: золото, шоколадные бобы, полезные ископаемые. Как образец я взял известный официальный портрет Леопольда, растиражированный в книгах и других источниках.Дальше вы видите несколько работ, которые являются аллюзиями на марки — совсем недавно мы узнали, что клей на бельгийских марках, который многие облизывали, отправляя письма, сделан из костей конголезцев. Здесь есть работы, посвященные золоту, шоколаду и другим благам, которые мы вывозили из Конго…
- На одной из работ изображена атомная бомба, на другой - ядерный гриб. Как это вяжется с этнической культурой Конго?
— Именно отсюда мы вывезли уран и продали его США для изготовления атомных бомб, которыми потом Америка взорвала Хиросиму и Нагасаки.Шоколад, золото, природные ресурсы — многое из того, чем славится Бельгия, мы взяли у своей колонии. Причем эта история долго умалчивалась, о ней мы начали говорить только в 60-х годах. Сразу хочу сказать, я это говорю не для порицания — я люблю свою родину, Бельгия прекрасная страна, и в ней есть много потрясающего. В свое время мы тоже страдали от агрессии Франции и других соседей. Я вам это говорю не потому, что не люблю свою страну. Я говорю это, чтобы вы понимали: часто красота соседствует с жестокостью, более того — одно рождается из другого. И я бы хотел, чтобы вы посмотрели на выставку именно такими глазами — с пониманием связи красоты и жестокости.
Личное мнение
В современном мире все чаще говорят, или уже, скорее, кричат о том, что жадность съедает красоту естественности. Глобализация — топор, которым человечество рубит собственные корни, лишая себя возможности дышать и расти. Проблема так очевидна, что даже незаметна — как бревно в глазу. Яну Фабру удалось искусно раскрыть эту тему. Картины террора колонизаторов в Конго — это, в том числе, картины войны дикости с цивилизацией, в которой трудно найти однозначно положительного персонажа. Вещи, которые происходили с конголезцами в позапрошлом и прошлом веках, во многих точках мира происходят до сих пор. Еще раньше подобные явления обрисовывал в своих картинах Босх.
ДОСЬЕ
Ян Фабр (1958 г., Бельгия) — художник, скульптор, режиссер и сценарист.
Центральные темы творчества: мир насекомых, стратегия войны и мира, человеческое тело.
1978 год — рисовал собственной кровью. В выставке «Мое тело, моя кровь, мой пейзаж» кровь использована как чернила.
1980 год — начал ставить спектакли.
1982 год — постановка «Это театр как ожидали и как предвидели» принесла режиссеру мировую славу. Спустя два года успех подтвердила пьеса, написанная специально для Венецианского биенале.
90-е — художник обраает всеобщее внимание на «Bic-арт»: рисунки синей ручкой, благодаря которым Фабр изображает так называемый «Синий Час». Это момент, когда ночные насекомые уже засыпают, а дневные существа еще спят.
2002 год — по заказу бельгийской королевы Паолы создал «Небо восхищения»: покрыл потолок и люстру в одном из залов дворца фреской из полутора миллионов панцирей таиландских жуков. Это аллюзия на фреску Микеланджело в римской Сикстинской капелле.
2010 год — создал автопортрет «Глава I—XVIII», последний из серии десятка бюстов, в которых художник предстает с ослиными ушами и рогами разных мастей.
2010 год — начал работу над серией Дань Бельгийскому Конго.
2011 год — начал работу над серией Дань Иеронимусу Босху в Конго.
Смотрится необычно и красиво.