Мир искусства продолжает с размахом праздновать 240-летие Уильяма Тёрнера — одного из самых почитаемых художников Британии. Американцы стараются не отставать от англичан, которые сняли фильм о своё знаменитом соотечественнике, и сделали несколько крупных выставок. Мемориальный музей де Янга в Сан-Франциско предлагает экспозицию «Тёрнер. Раскрепощение живописи».
Галерея собрала по всему миру более шестидесяти картин и акварелей. Это первая крупная выставка в США, посвящённая достижениям Тёрнера во время его последнего периода жизни, когда художник создал несколько культовых работ.
Догана, Сан-Джорджио, Сителла
1842, 61.6×92.7 см
Эта экспозиция развеивает мифы, предположения и трактовки, которые разрослись вокруг поздних работ Тёрнера. Выставка демонстрирует широту знаний и воображения живописца, а также многообразие его экспериментальных методов, процессов и использованных материалов. Посетители также имеют уникальную возможность воочию увидеть некоторые шедевры, появлявшиеся в фильме Майка Ли «Мистер Тёрнер».
Снежная буря. Пароход у входа в гавань
1842, 91.4×121.9 см
Уильям Тёрнер родился в Лондоне. В Королевскую Академию поступил в 1789 году в возрасте 14 лет. В 1802 году он стал академиком, а пять лет спустя — преподавателем перспективы. Будучи плодовитым художником, он создавал рисунки, гравюры, акварели и картины маслом, на которых в пейзажи часто вплетены ссылки на мифологию, историю и литературу.
Иллюстрация: Уильям Пэрротт, «Тёрнер по время закрытого показа» (1846)
Тёрнер искал вдохновение по всей Великобритании и Европе, изучая природу и работы художников эпохи Возрождения и барокко. Даже в конце жизни он продолжал ездить на континент — его последний визит датируется 1845 годом. После смерти Тёрнера в 1851 году его тело было захоронено в крипте собора Святого Павла.
«Изюминками» выставки «Тёрнер. Раскрепощение живописи» стали такие известные произведения, как «Снежная буря. Пароход у входа в гавань» (1842) из галереи Тейт в Лондоне, «Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года» (1834 — 1835) из Музея искусств Филадельфии, а также недавно обнаруженные акварели, изображающие пожар в лондонском Тауэре в 1841 году и находящиеся в галерее Тейт.
Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика
1839, 91.4×121.9 см
Здесь же представлены две картины, которые автор задумывал как пару, но на деле они редко вывешиваются вместе с момента первой выставки в 1839 году. Это «Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика» (галерея Тейт, Лондон) и «Современный Рим — Кампо Ваччино» (Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес).
Современный Рим - Кампо Ваччино
1839, 90.2×122 см
Экспозицию закрывают работы, созданные Тёрнером в конце жизни. В том числе — несколько полотен с изображением классической древнегреческой пары, Дидоны и Энея. Эти произведения были написаны после 1850 года, когда живописец в последний раз выставлялся в Королевской Академии в Лондоне.
«Солнце Венеции» уходит в море
1843, 61.6×92.1 см
Один из величайших английских художников 19-го века Уильям Тёрнер известен виртуозной передачей игры света, блестящей техникой и необыкновенной романтической фантазией. Мемориальный музей де Янга предлагает великолепный обзор финального периода его карьеры, когда художник обратился к великим темам природы, истории и религии.
Выставка продлится до 20 сентября 2015 года.
Главная иллюстрация: Уильям Тёрнер, «Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года» (1835). Музей искусств Филадельфии, США