Путешествующая в последнее время по выставочным залам Европы выставка «От Рубенса до Ван Дейка. Фламандская живопись из коллекции Герстенмайера» надолго остановилась в Пинакотеке Парижа. Этим подтверждается высокий статус собрания, так что даже избалованные сокровищами Лувра поклонники искусства не откажутся полюбоваться работами престижных художников фламандской школы XVI и XVII веков.
Отличного качества 59 работ на религиозные и мифологические темы, а также портреты, пейзажи и гравюры — интересно проследить эволюцию фламандской живописи на примере тщательно собираемой «тематической» коллекции! Красноречив и вынесенный в заголовок пример: ведь Рубенс был учителем ван Дейка.
Богородица с младенцем (La Vierge dite de Cumberland)
XVII век, 105.7×73.9 см
Крупное полотно, как указывается, Рубенса, «возглавляет» экспозицию и олицетворяет выставку на афишах. Экспозиция объединяет работы 20 художников, среди которых еще и Питер Брейгель-старший, его сын — Ян Брейгель «Бархатный», Мартин да Воз, Ян ван Кессель-старший, Гаспер Петер Вербрюгген-младший… Эпоха и династии! Как видим, коллекция весьма цельная.
Портрет Жана-Шарля де Кордеса
XVII век, 21×15.5 см
Ганс Рудольф Герштенмайер (Hans Rudolph Gerstenmaier) — бизнесмен из Германии. Он много лет проработал в сфере «индустрии и технологий», и, видимо, более чем успешно: свою коллекцию он начал составлять в Испании около 40 лет тому, с неутомимостью фаната выискивая возможности приобрести как минимум — «качественных фламандцев». Ну, а если очень повезет — то и полотна музейной ценности. Аукционы, галереи, антикварные магазины, где он приобрел недооцененные работы, которые потом открыли тайны своего происхождения… ОДна из них оказалась не просто из «мастерской Рубенса», а его кисти! В общем, как уверяют, коллекция проверенная. Один лишь нюанс: на заявленных «хитах» собрания Герштенмайера, как правило, не значатся даты создания работ.
Великие художники или их мастерские или последователи? Нередко судить приходится самой публике. Ну, а нам видится новое ТВ-шоу: непредсказуемая бригада авторитетнейших знатоков-экспертов без предупреждения появляется на выставках и выносит свой вердикт… Как вы думаете, все бы прошли проверку?
Цветы в вазе
XVII век
Впрочем, владелец собрания вряд ли оставлял за скобками вопрос провенанса и экспертизы. И цветочный натюрморт
кисти фламандского художника Гаспера Петера Вербрюггена-младшего (Gasper Peeter Verbruggen II; 1664 — 1730) особых сомнений также не вызывает. Отец рисовал полотна поменьше и более сдержанные по композиции и краскам, а сын творил с размахом, который оценила вся Европа! Его называют «Моцартом цветочного натюрморта». «Всего в 13 лет он стал профессиональным художником и был принят в антверпенскую гильдию живописцев, а в 27 — избран ее деканом. Впрочем, Вербрюггена-младшего роднит с музыкальным гением не только ранняя одаренность, но также та непревзойденная легкость, которая отличает виртуоза от старательного ремесленника» — пишут на сайте Музея Ханенко в Киеве, где также имеется его работа. Что неудивительно: Вербрюгген писал картины и на заказ для богатых интерьеров, и просто на продажу — работы продавались… на рынке Антеверпена! Художник, увы, богатым не стал (а даже наоборот — обеднел критически…), однако благодаря мастерству и работоспособности создал столько работ, что в наши дни живопись Вербрюггена - не редкость в собраниях Западной Европы.
Рубенс и гравюры — еще один лейтмотив выставки. Масштабы работ — такэе тема для обсуждения: от крупных полотен до почти что миниатюр: так, вынесенный в заглавную иллюстрацию новости портрет
Жаклин Ван Кестре (Jacqueline Van Caëstre) кисти Антониса ван Дейка, столь проставившегося в портретном жанре, — меньше привычного альбомного листа! Однако эта небольшая работа завораживает…
А иные — вызывают вопросы: что, кроме старинного происхождения, предалагают они зрителю?
Аллегория лета
XVII век, 151×217 см
Зато на некоторые вопросы ответить весьма легко. Так, например, что делает эта дивная работа испанского художника в собрании фламандцев? Демонстрирует присущее им мастерство изображения натюрмортов? Не только: предки Хуан ван дер Амена (Гомес де Леон) тоже были из тех краев, а сам художник за свою недолгую жизнь успел поработать при дворах королей Филиппа III и Филиппа IV. И некоторые его работы, написанные приблизительно в 1623 г. и находящиеся в мадридском музее Прадо, долгое время приписывались кисти самого Диего Веласкеса!
«Одна из наиболее великолепных частных коллекций фламандского искусства» после завершения своей миссии в Париже не прощается с великим городом: владелец оставляет часть работ «на хранение» в Пинакотеке, где они будут экспонироваться для широкой публики. Какие именно работы? Узнаем этой осенью.