Национальная Галерея в Лондоне предлагает увидеть звуки музыки и услышать полотна великих мастеров в необычном проекте «Soundscapes»: музыканты, включая обладателя «Оскара», автора музыки к «Английскому пациенту» Габриэля Яреда, выбрали по картине и создали специально для нее особенную музыку. Полное погружение в искусство!
Шесть комнат. Картины. Музыка. Специально устроенные обособленные пространства для картин (в основном — культовых), которые окружают звуки… Вторжение и погружение приветствуется!
Звуковое и визуальное искусство выступают вместе — и это вполне привычно. Музыкантов вдохновляет изобразительный ряд, а мы, слушая музыку, ловим «мимолетные виденья»… Но задумка организаторов выставки все же весьма оригинальна! Создатели музыки — люди особые. Интересно узнать, какие картины для них самые волнующие, и как они «звучат» в их представлении. Для экспозиции — эксперимента выбрали авторов очень разных, но одинаково «непростых». У только что открывшейся выставки уже имеются горячие сторонники и активные критики. Посмотрим-послушаем?
Большие купальщицы
1900-е
, 136×191 см
Сезанн — кино от автора известных саундтреков
В портфолио выходца из Ливана Габриэля Яреда (Gabriel Yared) — «Оскар» и музыкальное представление всемирно известных фильмов: «Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли», «Холодная гора», «Осень в Нью-Йорке»… Для выставки он выбрал и «озвучил» известнейшую работу Сезанна.
Кстати, этот же музыкант — автор музыки и к фильму «Камилла Клодель» (1988 год) о мучительных взаимоотношений ученицы-художницы с учителем — Огюстом Роденом. Главные роли в нём исполнили Изабель Аджани и Жерар Депардье. На счету картины — пять премий Сезар, две номинации на Оскара… Ну, а мы представляем интереснейший экскурс «Камилла Клодель, муза Родена с трагичной судьбой, — теперь одна из самых „дорогих“ художниц на аукционах»
Средневековый диптих — «новый симфонизм» Мьюли
Диптих (The Wilton Diptych): «Ричард II Англии со своим святым покровителем Иоанном Крестителем» (темпера
на дубовой панели, 36,8×26,7 см), «Мадонна с Младенцем и ангелы» (темпера
на дубовых панелях, 36,8×26,7 см), ок. 1395 — 1399
Нико Мьюли (Nico Muhly) — современный «классическикй» композитор, известный работами для Метрополитен-опера (Metropolitan Opera), Английской Национальной Оперы (English National Opera), музыкой для New York City Ballet…
Мьюли — очень современный музыкант, его созвучия не всегда привычны слуху. Он сотрудничал с Бьорк (позволим себе напомнить о ее ретроспективе!) и Филиппом Глассом (Philip Glass), и гастролирует со всемирно известными симфоническими коллективами, которые играют его авангардные произведения. Неудивительно, что в воображении этого музыканта «звучит» как минимум — диптих, и именно эта средневековая работа!
Келья святого в «трехмерном» видении Кардиффа и Миллер
Канадцы Кардифф и Миллер (Janet Cardiff, George Bures Miller) известны международной публике своими «звуковыми инсталляциями», - они стремятся создавать «трехмерные пространства, включающие звуковую компоненту». Еще один поразительно подходящий выбор картины и музыкантов! Из задача — «показать звуками» работу Антонелло да Мессины «Святой Иероним в своей келье» (Antonello da Messina, Saint Jerome in his Study, about 1475).
Искусство — всегда загадка. Как и его восприятие совершенно разными людьми. Одни хвалят звуковой рад «Послов» Гольбейна, — «кажется, даже „секретный череп“ разворачивается и становится яснее в такт музыке…» А другие раздраженно сетуют на то, что любимая картина размещена… в углу комнаты. Гармония — тонкая штука!
Выставка, открытая 8 июля, принимает зрителей-слушателей до 6 сентября 2015 г.
Приведенные в начале материала фото экспозиции — из интернет-обзора
Приведенные в начале материала фото экспозиции — из интернет-обзора