Во время бума эпохи грюндерства (Gründerzeit) на великолепном бульваре Вены, Рингштрассе, опоясывающем Внутренний город, были построены грандиозные дворцы и общественные здания. И выставка «Климт и Рингштрассе — демонстрация величия» в Нижнем Бельведере концентрируется на творчестве харизматичных венских художников, которые определили свою эпоху.
Экспозиция начинается с произведений «принца живописцев» Ганса Макарта, постепенно подводя к триумфу Густава Климта и его мастерской «Общество художников» (Künstler-Compagnie). Реконструкция целых декоративных ансамблей даёт посетителям представление о шикарном образе жизни в эру Рингштрассе.
Рингштрассе, буквально «Кольцевая улица» — один из самых ярких архитектурных ансамблей в городе и фундаментальная часть мирового наследия, «исторический центр Вены». Строительство на бульваре в конце XIX века отобразило претензию Вены на то, чтобы стать единственным центром Австро-Венгерской империи, и зафиксировало статус империи как крупной политической силы на европейском континенте. С Рингштрассе Вена показала себя новым, динамично развивающимся и престижным центром коммерции и… культуры!
Новый Хофбург - воплощение политической мощи Габсбургов. Фото: cult-turist.ru
Так, городские дворцы состоятельной буржуазии, парламент, фондовая биржа и концертный зал Музикферайн (Musikverein) выражали собственную концепцию высших слоёв среднего класса как новой экономической и культурной силы. Она и «заказывала музыку», вернее — картины.
Портрет Мари Бройниг
1894, 155×75 см
Выставкой «Климт и Рингштрассе» Бельведер стремится пролить свет на искусство периода строительства на бульваре, показать коллекционеров и коллекции того времени.
Вид экспозиции «Климт и Рингштрассе». Фото: Бельведер, Вена
Подход, как ни удивительно, новаторский: в прошлом живопись, скульптура и архитектура, как правило, рассматривались в отрыве от собирателей предметов искусства и покровителей художников.
Декоративное оформление общественных зданий и частных квартир даёт возможность сравнить различные художественные подходы, ощутить стилистические изменения и преемственность объектов. На выставке демонстрируются работы школы Карла Раля, который специализировался на исторической живописи, магические цвета Ганса Макарта и произведения молодой восходящей звезды — Густава Климта. Его ранние работы отмечают одновременно кульминацию и завершение периода Рингштрассе.
Сейчас термин «эпоха Рингштрассе» вызывает в воображении идеал романтического прошлого. В этом году знаменитой улице исполняется 150 лет, и цель выставки — визуализировать трансформации в австрийском искусстве на протяжении 50-ти лет строительства. В конечном счёте, отличительными чертами того периода являются постоянные изменения, противоречия и индустриализация, которая затронула все сферы жизни — от экономики и политики до общества и искусства.
На выставке можно увидеть картины, украшающие Бургтеатр и Художественно-исторический музей, дизайн для великолепных комнат в дворца банкира Густава Риттера фон Эпштейна (Palais Epstein), мебель Макарта и картины, написанные им для предпринимателя и мецената Николаоса Думбаса, некоторые украшения для музыкальной комнаты того же Думбаса, выполненные Климтом и членами «Общества художников». Здесь же — произведения, принадлежавшие меценатам вроде Фридриха фон Лайтенбергера, драгоценные украшения из коллекций семьи Блох-Бауэров.
Триумф Ариадны (занавес для Венского театра комической оперы)
1874, 186×207 см
Выставка, которая продлится до 11 октября 2015 года, представляет дифференцированный взгляд на эпоху, которая, используя новейшие средства промышленного производства, во многом обогнала возможности мастерства и находилась в поисках новых канонов и ценностей в искусстве.