Потеря яркости — это результат применения жёлтого кадмия, который был популярен у многих импрессионистов, постимпрессионистов и ранних модернистов. Этот пигмент имеет свойство окисляться на свету и таким образом лишает полотно живых оттенков.
Широкое использование пигмента означает, что постепенное выцветание угрожает многим шедеврам той эпохи.
Эксперты, изучающие «Радость жизни» Матисса и «Цветы в синей вазе» Ван Гога, пришли к выводу, что большие участки этих работ значительно отличаются по цвету и общему виду от того, какими они были сто лет назад. Фото: Telegraph
«Результаты этого исследования показывают, насколько важно определить не только химический состав выгорающих красок, но и состав, который использовался для подготовки всех красок, доступных самым известным художникам на рубеже 20-го века», — сказала «Телеграфу» доцент университета штата Делавэр Дженнифер Масс (Jennifer Mass).
Интересно, что пигмент кадмия жёлтого выгорает одинаковыми темпами независимо от таких факторов, как, например, географическое положение.
Ваза с маргаритками и анемонами
1888, 61×38 см
«Поразительное явление, но на картинах разных художников разного географического происхождения, которые, предположительно, хранились около ста лет в различных музейных условиях, происходят очень похожие химические превращения», отметил профессор Коэн Янссенс (Koen Janssens) из университета Антверпена в Бельгии.
Кадмий жёлтый — не единственный пигмент, подверженный этому эффекту. Красный цвет, который использовался во многих картинах Ван Гога, также теряет свой глянец. Это происходит из-за добавления сурика, который, как обнаружили учёные, «выбеливается» под воздействием света. Как и кадмий, краска, содержащая сурик (также известный как свинцовый сурик), тоже когда-то широко использовалась художниками.
Хотя процесс, который уже начался на картинах, невозможно остановить, исследователи изучают способы минимизации будущего ущерба. Один из них — поощрять музеи откорректировать уровень освещения и влажности. Шедевры того стоят!