Учился в Академии изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне (с 1853) и в Риме (с 1858) Жил в Париже (1860, 1866–67). посетил Марокко (1859, 1862, 1871). Получил огромную популярность жанровыми «картинами, навеянными экзотикой Востока и красочным исп. бытом 18 в., незначительными по содержанию, но внешне занимательными и эффектными, виртуозными по исполнению, изощрёнными в передаче цветовых рефлексов и материальности аксессуаров («Любители гравюр», 1866, «У викария», 1869, оба произведения – в Музее современного искусства, Барселона; «Заклинатели змей», «Выбор модели», 1874, собрание Гарднер, Бостон). Артистичны многочисленные исполненные им рисунки пером, акварели и офорты.
Учился в Академии изящных искусств Сан Хорхе в Барселоне.
В 1857 за дипломную работу Рамон Бернегер III поднимает знамя Барселоны над французской крепостью получил вторую премию Академии и пенсионерство в Риме, где с 1858 продолжил свое обучение. Изучал искусство Веласкеса, Гойи, Дж. Б. Тьеполо, Э. Мейссонье. Первоначально находился под влиянием искусства назарейцев, особенно И. Ф. Овербека и П. Корнелиуса. Работал в Барселоне, Севилье, Гранаде, Риме, Париже (1860, 1866—1867), Портичи (близ Неаполя). Посетил Марокко в 1859, 1862, 1871. Первые две поездки в Марокко были связаны с заказом депутации Барселоны на огромную батальную композицию Битва при Тетуане (1862, Барселона, Музей современного искусства), запечатлевшую один из эпизодов испано-марокканской войны.
Пребывание в экзотической африканской стране решительно изменило творчество Фортуни, увлеченного передачей солнечного света и красочного богатства окружающей жизни. Открывшийся перед художником необычный мир природы Марокко, старых городов, восточного уклада, обычаев, народных типов воплотился в картинах, акварелях и рисунках, среди них Арабская фантазия (1867, Балтимор, галерея искусств Уолтерс), Заклинатели змей (1870, Москва, Музей частных коллекций, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Араб (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Марокканский кузнец (1863, Барселона, Музей современного искусства), Марокканцы (1860, Мадрид, Прадо), и другие произведения, включившие Фортуни в число выдающихся европейских художников-ориенталистов.
Наряду с марокканской темой широкое признание мастеру принесла другая группа его работ — небольшие композиции ретроспективного жанра, изображающие быт Испании XVIII в., подчас со внешне занимательной ситуацией, как бы разыгранной в нарядных старинных интерьерах со множеством блестяще написанного антиквариата; таковы Любители гравюр (1863, Бостон, Музей изящных искусств; 1866, Барселона, Музей современного искусства; 1867, Москва, Музей частных коллекций, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Выбор модели (1874, Бостон, Музей изящных искусств) и знаменитая Викария (1870, Барселона, Музей современного искусства) — оживленная сцена подписания брачного контракта в присутствии духовного лица — викария. Сконцентрированные в этой совсем небольшой (60 × 93,5) жизнерадостной картине особенности изысканной и виртуозной живописи Фортуни, как бы сотканной из мерцающей, пронизанной светом драгоценной массы мелких подвижных мазков, пользовались шумным успехом.
Вернувшись в Рим из Марокко, он стал кумиром молодых художников. Живописец триумфально экспонировался в Париже (1870), где его представлял известный парижский торговец картинами Г. Гупиль. Творчество молодого испанского мастера высоко ценилось в России.
Ранняя смерть прервала смелые искания проблемы света в работах последних лет жизни Фортуни в Гранаде и Портичи: Пейзаж Гранады (1872, Барселона, Музей современного искусства), Дворик в Гранаде (Барселона, частное собрание), Обнаженная на пляже в Портичи (1874), Дети художника в японском салоне (1874, все — Мадрид, Прадо).