войти
опубликовать

Ян
Матейко

Польша • 1838−1893

Биография и информация

Ян Алоизий Матейко (24 июня 1838, Краков — 1 ноября 1893, Краков) — польский живописец, выдающийся представитель романтизма и историзма.

Особенности творчества художника Яна Матейко: Ян Матейко стал первым польским художником, который посвятил свое творчество национальной идее. Он прославился своими работами, сюжетами которых стали яркие страницы истории борьбы Польши за независимость. Выдающийся русский критик Владимир Стасов считал Яна Матейко «одной из крупнейших величин художественной Европы XIX века» и «могучим главой» польского искусства.

Известные картины Яна Матейко: Станчик, Люблинская уния, Стефан Баторий под Псковом, Коперник. Разговор с Богом.

Национальный патриотизм в семье эмигрантов

Преподаватель музыки, Франциск Ксаверий Матейко приехал в Польшу из Чехии около 1807 года, а его супруга Иоанна Каролина Россберг была родом из немецкой семьи. У супругов Матейко родилось 11 детей, Ян был девятым ребенком. Матери не стало, когда ему исполнилось семь лет, и с той поры дети росли под присмотром тети, ее сестры. Отец не особенно вдавался в вопросы воспитания, но все же позволил Яну заниматься тем, что мальчик любил больше всего – рисованием.

Национальный патриотизм в этой семье эмигрантов был в большом почете: два старших брата Яна принимали участие в революционных событиях «Весны народов» в 1848 году, а интерес к старине и народным традициям у мальчика пробудил еще один старший брат – Франчишек Матейко, историк по образованию. Да и сам Краков с его средневековой архитектурой, Королевским замком и гробницами польских правителей, способствовал увлечению национальными патриотическими идеями.

Плохое зрение творчеству не помеха

У Матейко с детства было плохое зрение, поэтому при работе над картинами он в первое время пользовался лупой; приобретение очков решило эту проблему и позволило Яну работать комфортно и продолжить учебу. В 1852 году Ян Матейко поступил в краковскую Школу изящных искусств. Шесть лет, проведенных в ее стенах, он с большой прилежностью и вниманием изучал и зарисовывал все, что относилось к польской старине. Его учителя - Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич – всячески поддерживали и направляли талантливого юношу. Собрание документальных зарисовок польского быта, костюма, архитектурных элементов Ян Матейко пополнял на протяжении всей жизни; сам художник называл их своим «Словарем» и черпал в этих эскизах натуралистичность деталей при работе над картинами исторического жанра. На их же основе в начале 1860-х годов он подготовил и издал альбом гравюр «Польский костюм».

После окончания Школы изящных искусств Матейко получил стипендию и отправился продолжать образование в Мюнхен, где два года проучился в Академии художеств под руководством профессора Германа Аншютца. Главной точкой притяжения для молодого художника стала мюнхенская Пинакотека. Здесь он проводил долгие и упоительные часы, знакомясь с творчеством Тинторетто и РубенсаДюрера и Ван Дейка. Его кумиры – мастера исторической живописи, современники Поль Деларош и его ученик Карл Теодор фон Пилоти. У них Матейко учится выхватывать и изображать на картине наиболее драматичный момент исторического события, пробуждающий в зрителях максимальную эмоцию. После Мюнхена Ян отправился в Вену, однако остался недоволен уровнем обучения и вернулся на родину в 1860 году.

Возвращение в родной Краков и первое признание

В Кракове Матейко арендовал мастерскую на улице Крупничей и с головой ушел в работу. Два года спустя он представил публике свою картину «Станчик» - его первое знаменитое полотно. В 1863 году народ Польши поднял восстание; художник не принимал личного участия в этих событиях, однако оказывал повстанцам материальную поддержку. Его впечатления от этих событий, окончившихся неудачей для восставших, нашли свое отражение в картине «Проповедь Скарги», отмеченной главной наградой Парижской выставки.

На каждую свою работу Ян Матейко тратил около двух лет. Конечно, он писал портреты и пейзажи, но главной его творческой страстью оставались эпохальные полотна, связанные с историей борьбы Польши за свою независимость. Упорный труд талантливого мастера не оставался незамеченным: Матейко знаменит. Его картина «Рейан. Упадок Польши» (1867) была приобретена королем Францем-Иосифом за 50 тысяч франков.

Не женитесь на подругах детства

Неразделенная любовь к подруге детства, юной Теодоре Гебултовской, терзала молодого Матейко не один год. Красавица Теодора, как и ее братья, в детстве обучались музыке у отца Матейко – Франциска, их семьи дружили долгие годы. Мечтавшая об оперной сцене, она не сразу снизошла к пылкой страсти молодого, но уже известного художника. В конце концов, семья Теодоры склонила строптивую дочь к выгодному браку: Матейко к тому времени неоднократно получал главные награды на Парижских выставках, его картины продавались, и художник мог обеспечить будущей жене безбедную жизнь.

Свадьба состоялась в 1864 году, медовый месяц молодожены провели в Париже, а через год у Матейко родился первенец. Материнство и семейная жизнь не приносили особой радости молодой супруге, у которой оказался тяжелый и достаточно склочный характер. Ее лик запечатлен на многих картинах Яна Матейко в образе исторических героинь. Теодора была очень ревнива, устраивала сцены, не позволяла другим женщинам позировать для картин мужа. Ян через некоторое время завел разговоры о самоубийстве, позже – о разводе... Ему приходилось мириться с эскападами жены, ведь он нежно любил своих детей – сыновей Тадеуша и Ежи и дочерей Хелену и Беату.

Со временем состояние здоровья Теодоры стало ухудшаться, психическое расстройство усугубилось после смерти их пятого ребенка – дочери Регины. В 1882 году Теодору Матейко поместили на лечение в психиатрическую лечебницу. После полутора лет в клинике наступило улучшение, но ненадолго. Матейко вынужден был сам заниматься воспитанием детей. Одна из его дочерей – Хелена – унаследовала талант отца и впоследствии тоже стала художницей.

На распутье: Академия или Школа?

Финансовое положение семьи было не особо прочным: Матейко часто дарил свои картины, продавал их за символические суммы, помогал бедным, к тому же, лечение жены обходилось в приличные суммы. И все же со временем ему удалось справиться с постоянной нехваткой средств, а семья переехала в более просторный дом.

В 35 лет Яну Матейко предложили возглавить Пражскую Академию художеств. Но он сделал выбор в пользу Школы изящных искусств в родном Кракове, которая в тот момент находилась на грани закрытия. Художник не только возглавил учебное заведение – он его в буквальном смысле слова спас и отдал многие годы своей жизни во имя славы и процветания Школы. Сохранность и восстановление исторических памятников Кракова были одним из приоритетных дел, которому Матейко посвящал время, силы и отчасти финансировал.

Ян Матейко прожил всего 55 лет. Он был признан при жизни, стал почетным членом самых значительных европейских Академий художеств – в Праге, Вене, Берлине, Париже. За свой вклад в искусство Ян Матейко стал Кавалером командорского креста ордена Франца Иосифа, Кавалером ордена Почётного легиона и Командором ордена Пия IX. Он ушел из жизни в своем любимом Кракове, где и был похоронен.

Автор: Рита Лозинская