войти
опубликовать

Джулио
Романо

Италия • 1499−1546

Биография и информация

Джулио Романо (Пиппи) (итал. Giulio Romano (Pippi), 1492, Рим, Италия — 1564, Мантуя, Италия) – самый известный среди учеников Рафаэля представитель итальянской живописи и архитектуры, один из основателей маньеризма, работавший в этом стиле наиболее самобытно. Уроженец Рима, в этом городе он и работал почти всю свою жизнь, однако самое известное оригинальностью исполнения его произведение – роспись в Палаццо дель Те – располагается в Мантуе. Джулио Романо был одним из самых молодых и перспективных учеников Рафаэля. Он помогал ему расписывать Лоджии Ватикана и виллу Фарнезина. Когда учитель умер, ему был всего 21 год. По эскизам мастера Джулио Романо смог закончить его проекты в Ватикане.

Особенности творчества Джулио Романо: произведения, вышедшие из-под кисти живописца, будь то фрески или картины, выполнены в характерной манере некоторой избыточности деталей в композиции, им присуща нарочитая усложненность поз и ракурсов, холодноватая отстраненность образов. Будучи приверженцем маньеризма, он постепенно пришел к этому стилю через поэтапное отступление от традиций итальянского Ренессанса. Именно по этой причине в ранних работах живописца четко прослеживаются черты, отличающие искусство Высокого Возрождения, которые автор перенял у своего великого учителя – Рафаэля.

Известные картины и фрески Джулио Романо: «Форнарина», «Маргарита Монферратская»«Дева Мария с младенцем», «Рождество и поклонение пастухов».

XVI век стал для искусства Рима своеобразным переломным моментом в развитии. Это было вызвано кризисом принципов гуманизма и реализма, до той поры господствовавших в итальянской культуре, находящейся в эпохе Высокого Возрождения. В Риме эти настроения среди представителей живописи и архитектуры проявились специфически: мастера не отказывались от традиций Ренессанса, они будто творчески истощились. Многие художники просто следовали прославленному Микеланджело, а чаще – Рафаэлю, в точности повторяя их характерный стиль и не добавляя в него ничего, что могло бы указать на принадлежность работы другому автору.

Период работы с Рафаэлем

Поначалу так случилось и с Джулио Романо. Их совместная с Рафаэлем работа началась с фресковой росписи внутренних стен, находящихся в Ватикане. Затем Романо создавал фрески на вилле, принадлежавшей семейству Фарнезе, над стенами которой трудился и Рафаэль. Позже этим великим мастером эпохи Высокого Возрождения была спроектирована Вилла Мадама, и Джулио Романо вновь работал над этим грандиозным дворцом под руководством гения.

Выйти из-под влияния Рафаэля живописец смог только после его смерти, когда ему пришлось заканчивать работы мастера, которые тот не успел дописать. Фрески в ватиканском зале Константина относятся именно к таким, уже отчасти самостоятельным работам Джулио Романо.

Примерно в то же время, сразу после того, как его наставник ушел из жизни, художник пишет несколько фресок с мифологическими сюжетами, а также библейского содержания. Первые самостоятельные произведения Романо буквально пропитаны рафаэлевской манерой и являются почти точным воспроизведением его техники как в плане композиции, так и всего того, что касается цветовых решений и колорита. Отчасти это можно объяснить тем, что художник лишь дописывал работы Рафаэля по эскизам, выполненным его рукой. Однако можно предположить, что из-за долгого обучения у великого мастера живописец был лишен необходимости и желания вырабатывать собственный стиль.

Исследуя более поздние произведения автора, можно найти подтверждение этому, ведь со временем картины Джулио Романо не только перестали напоминать рафаэлевские, но и стали почти чуждыми им по стилю.

Маньеризм в картинах Джулио Романо в пострафаэлевском периоде творчества

В 20-х годах XVI века герцог Гонзаго пригласил уже известного на тот момент живописца для росписи дворцов в Мантуе. В качестве сюжетной линии была использована мифологическая и историческая тематика. Романо писал сцены из троянской войны и сюжеты, заимствованные из мифов о Диане.

Палаццо дель Те в итальянском городе Мантуя стал первым самостоятельным творением Романо. Он сам спроектировал это здание, придерживаясь принципов маньеризма, а затем в той же характерной манере расписал стены этого дворца. «Низвержение Гигантов» – это огромная фреска, созданная для украшения стен Палаццо дель Те, и ее можно считать воплощением стиля, выработавшегося к тому моменту у Романо. На этом полотне явно просматривается его склонность к гиперболизации: манерность и вычурность поз, обращающих на себя внимание зрителя крайней неестественностью, граничит с рискованностью. Таков и есть фирменный стиль Романо второго периода его творчества, в котором он совершенно лишился влияния Рафаэля. На смену легкой естественности, присущей рафаэлевскому периоду творчества живописца, пришла надуманность композиции, склонность к преувеличенной пышности, вплоть до помпезности.

Особенно сильно это видно по фрескам, созданным Джулио Романо в 30-х годах в Зале Гигантов. Стены и плафон в этом помещении благодаря мастерству живописца являются единой композицией, изображающей грандиозную катастрофу с мифологическим сюжетом, в котором задействован карающий молниями Юпитер. Эта картина по духу перекликается с более поздней работой Микеланджело – «Страшный Суд». Оба произведения созданы под влиянием трагизма, характерного для того периода развития Италии. Но разнятся они принципиально. Полотно Джулио Романо напрочь лишено героического начала, происходит его подмена внешним эффектом от грандиозности происходящего. Гибель людей и уничтожение будто бы смакуется автором, что вызывает ощущение его антигуманистического настроя, что, в общем-то, является вполне характерной для маньеризма концептуальной особенностью.

Благодаря картинам Джулио Романо, выполненным на стенах многих зданий Северной Италии XVI века, итальянцы имели возможность проникнуться духом римской культуры одной из лучших ее эпох – Высокого Возрождения. Однако он же, в своих более поздних работах, изменяя простоте композиции и правдивости изображения, создает более вычурный и совершенно чуждый Ренессансу стиль, называемый искусствоведами маньеризмом.

Даже Уильям Шекспир не устоял перед талантом Джулио Романо - он стал единственным живописцем эпохи Возрождения, которого драматург упомянул в своем произведении. В пьесе «Зимняя сказка» есть несколько строк о художнике: "...труд знаменитого мастера Джулио Романо, который с таким совершенством подражает природе, что, кажется, превзошел бы ее, когда бы сам он был бессмертен и мог оживлять свои творения".