В северной части Италии, между Венецией и Вероной, располагается древний и прекрасный город Падуя, университетский центр, который часто называют «городом святых и учёных». Его украшают здание Падуанского университета, похожее на небольшую ренессансную крепость, и две гигантских базилики – Сан-Антонио и Санта-Джустина. Но всё же не они, а маленькая и скромная снаружи Капелла Скровеньи является главной достопримечательностью Падуи, ведь её внутреннее пространство расписал Джотто – великий реформатор итальянской живописи, и вот уже 7 веков паломников и туристов изумляют ярко-синий потолок и три яруса замечательных фресок, посвященных родословию и жизни Девы Мари и Иисуса Христа.
Сцены из жития святых Иоакима и Анны,
«Свадебный кортеж Девы Марии»,
«Поцелуй Иуды»,
«Оплакивание Христа» и многие другие известнейшие работы – всего 37 фресок расположил Джотто в три яруса, идущие вдоль стен. А вот 38-я, самая большая фреска занимает целую стену. Её видишь, когда покидаешь храм. Она называется – разумеется! –
«Страшный суд» (
смотрите общий вид и детали фрески).
В центре, в овальном обрамлении, поддерживаемом ангелами, восседает Иисус во всё своём великолепии. Слева и справа в одном ряду с Ним, каждый на отдельном троне, сидят апостолы (самый роскошный трон принадлежит апостолу Петру). Выше них – рать ангелов, стройные ряды небесного воинства. Интереснее всего две отдельных ангельских фигурки под самым сводом. Они возвещают об обретении Нового Иерусалима и как бы
заворачивают края холста или пергамента, подчеркивая иллюзорный характер происходящего. Интерпретировать это можно двояко. Либо же все земные преставления иллюзорны перед высшей небесной реальностью. Либо Джотто намекает нам, что всё написанное им на стене Капеллы Скровеньи, при всей натуралистичности, – всего лишь искусство.
Ниже Христа изображён крест, который одновременно выступает разделительной линией между раем и адом. В раю, среди святых, праведников, королей и прочей светской и церковной знати Джотто помещает и себя самого, изображенного в профиль, в узнаваемой шляпе художника.
Внизу фрески, над самым входом, мы видим коленопреклонённую фигуру Энрико Скровеньи. Именно он заказал построить Капеллу дель Арена, чтобы вымолить у Бога прощение для своего отца-ростовщика. В средние века ростовщичество приравнивалось смертным грехам, и даже Данте в «Божественной комедии» помещает Скровеньи-отца в седьмой круг ада. На фреске Джотто Энрико Скровеньин преподносит макет капеллы Деве Марии, Иоанну и св.Екатерине.
Важным выразительным средством у Джотто, как и во всей средневековой эстетике, основанной на идее иерархичности, являются размеры и пропорции. Самой крупной, разумеется, написана фигура Христа. Далее персонажи ранжируются по степени близости к Богу: апостолы и ангелы – крупнее, простые смертные в «райской» половине – меньше, а фигурки грешников в аду, окружающие обезьяноподобного Сатану, – совсем маленькие, ничтожные. Они падают, подвергаются насилию и пожираются четырьмя языками пламени.
Известно, что Джотто, подгоняемый заказчиком, работал над Капеллой Скровеньи в большой спешке. Предполагают, что «Страшный суд» мог писаться до оформления основной части капеллы (и поэтому-де макет Энрике несколько отличается от того облика, который капелла приобрела в законченном виде), а большую часть работ по рисункам Джотто осуществили его ученики.
Мнения об этой фреске Джотто различны. Одни берутся утверждать, что работа лишена присущей Джотто экспресии, а её композиция – чёткости. Другие, напротив, полагают, что из всех изображений Страшного суда именно работа Джотто по силе производимого впечатления сопоставима
с фресками Микеланджело, созданными 200 лет спустя для Сикстинской капеллы.
Автор: Анна Вчерашняя