Фреска Джотто ди Бондоне
«Сон Иоакима» иллюстрирует эпизод, которого мы не найдём в Библии – его нет ни в Ветхом завете, ни в одном из четырёх Евангелий. Почему же он заинтересовал художника? Попробуем разобраться, вспомнив биографию Джотто и историю создания росписей Капеллы Скровеньи в Падуе, к числу которых принадлежит и «Сон Иоакима».
Около 1303 года молодого, но уже известного и полного сил флорентийца Джотто пригласил в Падую богатый и знатный уроженец города по имени Энрико Скровеньи. Его недавно почивший в Бозе отец Реджинальдо Скровеньи был известным ростовщиком, завещал сыну большое состояние, но вот теперь умер и оставил сына один на один с сомнениями: а что, если его родитель попадёт в ад? Предположение было обоснованным, ведь ростовщичество в те времена причислялось к смертным грехам. Современник Джотто поэт Данте Алигьери даже поместит Реджинальдо в 7-й круг ада в своей «Божественной комедии». Но Энрико не собирался с этим мириться. Он надеялся, что грехи отца можно искупить, а для этого вступил в Братство Марии и решил выстроить часовню на месте, где когда-то была арена античного амфитеатра. Так её и стали называть – Капелла Санта Мария дель Арена, а если совсем коротко и понятно – Капелла Скровеньи.
Джотто прекрасно понял чаяния Энрико: Скровеньи заботится о судьбе своего рода. А род включает и предков, и потомков. От греховности или праведности прародителей зависит судьба их наследников. Вероятно, с этой мыслью Джотто взялся разрабатывать проект оформления капеллы. На её стенах в три яруса он решил расположить одинаковые по размеру фрески, каждая из которых последовательно рассказывала бы об эпизодах родословной не только Иисуса Христа, но и его матери Марии. Родословием Христа, как мы помним, начинается «Евангелие от Матфея». А вот родословная Марии в канонические тексты не входит, но её можно найти в написанном позднее апокрифическом «Протоевангелии Иоанна» (его признают не все христиане – протестанты, например, категорически отвергают), чем и воспользовался Джотто.
Так на третьем, самом верхнем ярусе правой стены Капеллы дель Арена появилось шесть фресок, повествующих о родителях Девы Марии – праведных Иоакиме и Анне. Они уже достигли преклонных лет, но оставались бездетными, что трактовалось как Божий гнев. За это Иаоким был изгнан из храма, в котором служил (
1-й эпизод) и бежал в горы, где не было людей и лишь пастухи охраняли свои стада (
2-й эпизод). Его жена Анна получила благовестие от ангела (
3-й эпизод) о том, что у супругов родится дочь. В это же время в своём изгнании Иоаким зажёг жертвенник и принёс на нём жертву Богу (
4-й эпизод). Во сне небесный посланник поведал Иоакиму то, что уже знала его жена (5-й эпизод,
см. репродукцию слева). Воодушевлённый Иоаким поспешил в Иерусалим к Анне, в результате их встречи и поцелуя у Золотых ворот (
6-й эпизод) была зачата Дева Мария. «Сон Иоакима», является, таким образом, пятым эпизодом родословия Марии. Джотто пишет его со спокойным достоинством и подкупающей незамысловатостью.
Интересно, что Джотто первым из итальянских художников начал реалистически писать одежду. Её драпировки и складки он стал делать не условными, как на иконах, а очерчивающими реальные контуры человеческого тела. Это хорошо видно по хламидам пастухов и плащу Иоакима. А вот овцы на этой фреске Джотто являются отсылкой к юности художника, ведь, согласно биографической легенде, когда-то сам Джотто был пастухом и поразил проезжавшего мимо художника
Чимабуэ (своего будущего учителя) тем, как здорово изобразил на придорожном камне овцу.
Автор: Анна Вчерашняя