Художник Джон Рассел из Австралии – возможно, самый «импрессионистский» уроженец этого континента – четыре десятилетия жил и работал в Европе. Уникальная связь с французским авангардом в 1880 – 1890 годах наложила отпечаток на его творчество прежде, чем он перешёл к новым направлениям на рубеже веков. Сейчас Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее впервые за 40 лет организовала ретроспективу этого выдающегося колориста, собрав 120 картин, рисунков и акварелей из частных и публичных коллекций по всему миру. Выставка получила название
«Джон Рассел. Австралийский импрессионист во Франции».
Экспонаты в Сидней прислали такие ведущие учреждения мира, как Музей ван Гога в Амстердаме, Музей Орсе в Париже и Художественный музей Филадельфии. «Лицом» ретроспективы стал пейзаж «Миссис Рассел среди цветов в саду Гульфара, Бель-Иль», написанный в 1907 году, а второй в списке главных картин – портрет Винсента ван Гога, который Джон Рассел написал в 1886 году в реалистичном стиле. В Сиднее эта картина выставлена рядом с «Автопортретом в войлочной шляпе» Ван Гога, который был создан в 1886 – 1887 годах. Обе работы демонстрируют тесную близость между практиками обоих художников в то время.
Среди других важных экспонатов этой ретроспективы – двенадцать картин Рассела из Музея Орсе, в том числе те, которые никогда не бывали в Австралии; шесть великолепных полотен с цветами 1887 года, вдохновившие Ван Гога и ныне хранящиеся в публичных и частных коллекциях; «Утро» и «День», написанные на Антибах и в последний раз показанные вместе в Лондоне в 1891 году; а также яркое «Утро на острове Бель-Иль», выставленное на Салоне 1905 года, где Матисса и его друзей окрестили «дикими зверями» (фовистами). Последний пейзаж сейчас принадлежит частному коллекционеру в Англии.
Помимо работ самого Джона Рассела на выставке представлено небольшое количество произведений его современников – по две картины Клода Моне, Анри Матисса, Тома Робертса и Винсента ван Гога, а также пять скульптур Огюста Родена.