В галерею Тейт Британия после пятилетнего тура по британским галереям вернулся лирический «Вид на собор Солсбери с луга» Джона Констебла. Пропитанный дождём пейзаж с радугой вокруг собора трактуют как символ надежды для художника, который понемногу начал справляться с глубоким чувством опустошённости после смерти любимой жены тремя годами ранее.
Теперь этот шедевр впервые с 1831 года выставлен в одном зале с пейзажем Уильяма Тёрнера «Дворец и мост Калигулы» – «одним из самых красивых и великолепных пейзажей, задуманных или изображённых», как выразился тогда критик из «Таймс». Более 180-ти лет назад демонстрация этих полотен вызвала между художниками скандал, который бушевал в течение нескольких лет.
В 1831 году Констебл состоял в комиссии Королевской академии по развеске, ответственной за размещение картин на выставке. Первоначально он отвёл Тёрнеру одно из лучших мест в центре торцевой стены Большого зала Сомерсет-хауса, где располагалась академия. Но незадолго до открытия экспозиции он заменил полотно соперника собственным – и этот поступок вспыльчивый Тёрнер ему так и не простил, хотя перестановка была в его пользу, а не в пользу Констебла.
Сейчас «Вид на собор Солсбери с луга» и «Дворец и мост Калигулы» в новых рамах воссоединились на выставке
«Огонь и вода». Их дополняют обзоры, в которых отмечены поэтическое воображение Тёрнера и натурализм Констебла.