войти
опубликовать

Купка, пионер абстракции

Выставка 21 марта − 30 июля 2018
Большой дворец в Париже представляет монументальное и неоспоримое наследие одного из ведущих живописцев XX века. Ретроспектива «Купка, пионер абстракции» собрала свыше 300 работ чешско-французского художника, охватив все этапы его карьеры. Это первая в своём роде выставка за почти 30 лет, призванная продемонстрировать, почему наследие этого мастера сегодня более актуально, чем когда-либо.

С первых работ экспозиция прослеживает уникальный путь, которым Франтишек Купка шёл после Первой мировой войны, когда многие его современники распределились по группам, посвящённым либо геометрической, либо биоморфной, либо выразительной абстракции. Пока Мондриан, Кандинский и Тео ван Дусбург спорили о том, прямые ли линии, диагональные, извилистые, волнистые, квадраты, капли, тот или иной цвет лучше служат целям абстракции, Купка оставался целостным мыслителем. Судя по всему, он считал, что всякая работа, которую создаёт художник, выражает некий аспект основных процессов космоса. Он перечислил процессы, которые для него важны: морфогенез (процесс становления будущей формы), атавизм (процесс возвращения к исконной форме) и жизненная сила (энергия, которая оживляет все формы).

Поскольку Купка считал, что эти космические процессы могут быть обнаружены с помощью ритма, напряжения, движения, линий, цвета, формы, отношений или потенциально бесконечного множества других путей, он не видел причин для верности эстетическим идеологиям. Вместо этого он сосредоточился на том, чтобы стать лучшим космическим организмом, каким мог бы быть. Он был вегетарианцем и изучал влияние табака, молочных продуктов и алкоголя на биологию человека, поскольку он считал, что художник должен стремиться к совершенной биологической функции, чтобы адекватно направлять силы природы. В конечном итоге это может быть самым важным наследием Kupka, созданным для нас сегодня. Он показал нам, что люди являются частью природного мира, и что в качестве отражения этого естественного мира искусство не должно идти в одном направлении к совершенству. Скорее, искусство должно находиться в постоянном развитии и де-развитии, «как волны моря, небольшие ряби на берегу, широкие кривые песчаной бухты между мысами».

После окончания работы в Большом дворце в Париже выставка «Купка, пионер абстракции» переместится в Национальную галерею в Праге (7 сентября 2018 года – 20 января 2019 года), а затем в Художественный музей Атенеум в Хельсинки (21 февраля – 19 мая 2019 года).