Выставка
«Водяные лилии. Американская абстрактная живопись и поздний Моне» в Музее Оранжери сопоставляет 10 знаменитых картин французского живописца с двумя десятками крупных произведений американских художников. Кураторы прослеживают то, как импрессионизм стал экспрессионизмом.
Экспозиция, посвящённая столетию создания серии «Водяные лилии», собрала полотна таких культовых художников послевоенного времени, как Марк Ротко, Джексон Поллок и Барнетт Ньюман. Показ открывается крупномасштабной работой Эльсуорта Келли, которая особенно красноречиво демонстрирует влияние Клода Моне.
Директор Музея Оранжери и куратор выставки Сесиль Дебре говорит, что многие американские критики рассматривали Моне как мост между импрессионизмом и нью-йоркской школой. После того как Клемент Гринберг увидел его «Водяные лилии» в Париже в 1954 году, он предположил, что и Ньюман, и Клиффорд Стилл следовали по стопам своего старшего коллеги из Франции.
Стоит отметить, что творчеству Моне понадобилось много времени для того, чтобы достичь популярности в США. Директор Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке Альфред Барр с опозданием дал согласие на приобретение первых «Водяных лилий» для коллекции в 1955 году. Это произошло в то время, когда абстрактный экспрессионизм находился на пике влияния. После этого американские галереи начали массово покупать полотна импрессиониста. Музеи на Среднем Западе, – в том числе Нельсона-Аткинса в Кливленде и Институт искусств в Миннеаполисе, – стали обладателями поздних работ Моне год спустя.
Парижская выставка может похвастать тем, что собрала крупные произведения, многие из которых редко выставляются вместе и нечасто путешествуют. В список таких «тяжеловесов» входят картины Элен Франкенталер, Мориса Луиса, Филиппа Густона и Сэма Фрэнсиса. Важные экспонаты прислали, среди прочих, нью-йоркский Музея американского искусства Уитни и Музей Орсе в Париже.
Фото: sortiraparis.com