войти
опубликовать

Клее во время войны

Выставка 6 февраля − 3 июня 2018
Центр Пауля Клее в Берне собрал более ста произведений швейцарско-немецкого сюрреалиста, демонстрирующих его «тёмную сторону». Посредством множества зачастую фантастических работ экспозиция «Клее во время войны» рассказывает об опыте мастера во время Первой мировой. За абстрактными образами на этих картинах нередко скрываются кровь и смерть.

Клее был призван в немецкую армию в 1916 году. К счастью для мастера, его определили не на фронт, а отправили на аэродромы далеко за линией огня, где он отвечал за финансы и наносил шаблонные рисунки и надписи на аэропланы в авиационном корпусе.

В экспозицию вошли более 130-ти работ, включая картины, рисунки, акварели, гравюры и даже перчаточные куклы, корни которых уходят в экспрессионистское, кубистское и сюрреалистическое движения. Почти все произведения взяты из коллекции Центра Клее; часть займов предоставил Музей трёх стран в немецком Лёррахе, в частности, материалы, с которыми художник работал в то время, когда носил военную форму.

Абстракции Клее были связаны изображением оружия. Стрелках обозначают «флешетты» – металлические стержни размером немногим больше карандаша. С одного конца их заостряли, с другого делали продольных выемки, своего рода оперение для ускорения. Стрелы пачками сбрасывали с аэропланов на бреющем полёте над противником. Падая, это оружие издавало резкий свист и легко пробивало деревянные доски толщиной до 15 см, стальные шлемы или человеческие черепа. А угловатые зигзаги выражают угнетение, страх, угрозу и массовое уничтожение людей в военное время.

«Люди часто думают о Клее как о волшебнике, который создал свой собственный мир мистических сновидений, – говорит куратор выставки Фабьена Эггельхофер. – Но он комментировал политику, общество и реалии войны, и я хотела представить это».