Международная выставка «КРАСКИ ЖИЗНИ‐КРАСКИ ОСЕНИ». Организована при поддержки Европейского Дворянского Общества, в рамках недели моды «THE BEST FASHION SHOW».
Рецензия Анны Орловской:
В творчестве Александра Караваева очень глубокие, обстоятельные полотна!
Свой, индивидуальный своеобразный почерк, с особенным подходом. Я бы сказала, что здесь бережно сохранены и даже переосмыслены тенденции советского космизма (например, «Аллегория Бездна», да даже сюрреалистический оммаж «Посвящение Дали) тоже словно бы взят прямо с футурологической советской выставки.
Когда вглядываешься в игру свечного света на гранатовых зёрнах или в сияние мистической голубой сферы на полотнах этого художника в первый раз, то сразу смутно ощущаешь некую ассоциацию. Некую связь с твоими собственными драгоценными давно забытыми ощущениями. Но какую? А затем наступает озарение: мистические картины Александра Караваева – будто обложки музыкальных виниловых пластинок или кассет с тяжёлым роком или рок-н-роллом из 80-х! Их, к слову, так любил сам живописец.
Возможно, поэтому картины художника имеют свой музыкальный строй. Да-да, здесь со мной бы согласился Василий Кандинский, воспринимавший цвета в живописи как клавиши музыкального инструмента. И, возможно, он бы отметил явную мажорность в работах «самородка из Сибири». Чего стоят только его «Одуванчики в летней ночи» (2017), где многоголосие цвета-звука ни в коем случае не становится какофонией, а выстраивается в торжественную неторопливую мелодию.
Сам Александр Караваев наверняка называл бы свои полотна картинами-настроениями. Одарённый колорист был скуп на слова, но внутри эмоционален и остро чувствовал происходящее вокруг, как всякий человек, однажды взявший в руки кисть. Свои переживания мастер фиксировал на холсте, именно поэтому часто они не похожи на будничную реальность, а скорее напоминают яркие образы из ночного глубокого сна.
Здесь ярким примером выступает серия, выстроенная на, казалось бы, противоречащих друг другу темах религии и.. космизма! Однако эти идеи в работах художника не столько взаимодополняют, сколько рождают вместе новую реальность. Его «Христос святого Иоанна Креста» (1973) или «Посвящение Сальвадору Дали» (2004) для многих может выглядеть как прямая отсылка на произведения культового сюрреалиста.
Но, к счастью, они лишены агрессивности и китча, присущего работам испанского художника.
В чём же секрет манящей привлекательности полотен художника? Возможно, всё дело в том, что по глупой случайности Александр Караваев не смог поступить в ленинградскую Академию художеств. И в тот же момент по счастливой случайности он, возможно, сам того не осознавая, избежал академических оков и обрёл творческую свободу. А свобода – главное, чего подсознательно требует любой творец.
Меня эти работы подкупают, потому что во многом напоминают о детстве: на рубеже эпох именно так писали многие натюрморты (глубокие и одновременно мягкие линии, насыщенная палитра, бархатная бардовая ткань в контрасте с излучающими свет цветами). Так старательно, как будто штриховкой, выписывали шерстинки на беличьей шкурке.
Мастерство мастера очевидно!
Анна Орловская, журналист, корреспондент телепрограммы «Культурная эволюция» "