21 декабря в 18:00 в выставочном зале Музея современных искусств им. С. П. Дягилева состоится выставка «Художники-универсанты. К 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета».
При подготовке проекта юбилейной выставки «Художники-универсанты. К 300-летию СПбГУ» Музеем современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ было определено почти полторы сотни имен людей, учившихся в Санкт-Петербургском университете и ЛГУ им. А.А. Жданова и проявивших себя на поприще изобразительного искусства. К сожалению, небольшой формат выставочного пространства и труднодоступность произведений Врубеля, Ге, Поленова и других корифеев отечественной живописи позволил создать экспозицию только на основе университетских собраний и произведений из частных коллекций. В то же время это помогло сосредоточиться на недостаточно известных широкой публике именах и сравнительно молодых мастерах, находящихся в расцвете творческих сил. В экспозиции каждый из четырех десятков авторов, когда-то учившихся в университете, представлен одним произведением. Экспозицию открывают работы классиков русского искусства начала ХХ века — Николая Рериха, Ивана Билибина, Юрия Анненкова. Александр Бенуа и Мстислав Добужинский представлены как мастера книжной иллюстрации. К советской эпохе относятся произведения Георгия Верейского, Сергея Штейнберга, Евгении Эвенбах, а также участников нонконформистского движения — Олега Лягачева, Валентина Герасименко, Вадима Воинова. Самодельные буклеты лидера ленинградского независимого искусства Евгения Рухина представляют интерес как свидетельство рыночных отношений, существовавших в андеграунде, несмотря на официальные запреты. Ранние формы местного концептуализма демонстрирует Валерий Черкасов, работы которого редко появляются на выставках. Среди художников конца ХХ века есть и прославленные имена типа Владимира Шинкарева, создателя движения «митьков», и известные только в узком кругу любители. Студентам будет интересно увидеть работы своих учителей—преподавателей университета: философа Валерия Савчука, искусствоведов Ивана Чечота и Глеба Ершова. Помимо мастеров живописи и графики, в выставке участвует знаменитый фотограф Валентин Тиль Самарин, а также художники, обратившиеся к новым формам искусства, появившимся в конце ХХ века: перформансу — Виктор Снесарь, видео-арту — Лера Лернер и 3D-анимации — Сергей Швембергер.
Новая экспозиция музея им. С.П. Дягилева развивает исследования, начатые университетскими изданиями «Универсанты в мире искусства» (2008) и «Знаменитые деятели искусства в Санкт-Петербургском университете» (2017). Эти книги продемонстрировали, что многие знакомые с детства имена великих художников, поэтов, музыкантов и театральных деятелей связаны с университетом. Популярные слова Лиона Фейхтвангера «человек талантливый талантлив во всех областях» -— это одно из объяснений того, что мастерами изобразительного искусства становятся даже не гуманитарии, а люди, учившиеся на физиков, математиков, геологов, зоологов, почвоведов. Названные Энгельсом «титанами» гении Возрождения, в лице Леонардо совмещавшие в себе ученого и художника, создали идеал гармоничного человека, который в СПбГУ основывался на исторически сложившемся вокруг университета, притягательном для самых разных талантов поле, репутации храма науки, «места силы» или, как говорят англичане, «place to be». Например, Сергей Дягилев учился на юридическом факультете шесть лет вместо положенных четырех, так как, по собственному признанию, «страшно любил университет» за атмосферу и щегольскую форму. В наши дни в СПбГУ уже учат самым разнообразным художественным специальностям, и выставка универсантов прошлых эпох, по зову сердца занявшихся искусством, демонстрирует будущим художникам ценность университетского образования во всей его высокой сложности и великом разнообразии.