В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка
«Мадонна во славе» Россо Фьорентино. К завершению реставрации» из собрания Государственного Эрмитажа.
Картина «Мадонна во славе» создана выдающимся итальянским живописцем Россо Фьорентино (1494–1540), принадлежавшим к поколению художников-маньеристов. Мастера этого направления постепенно разрушали основы Возрождения, внося в живопись субъективность, причудливость, контрастность, изощренность форм и линий. «Мадонна во славе» – один из ярчайших примеров раннего флорентийского маньеризма.
Прототипом картины послужили классические образцы, а именно «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля (Пинакотека Ватикана) и восходящие к ней гравюры, выполненные Маркантонио Раймонди (около 1470 – 1534) и его школой. Но Россо – слишком яркая личность, чтобы слепо копировать прообраз, его работа более эмоциональна и эксцентрична. «Мадонну во славе», скорее всего, можно датировать 1524–1525 годами, когда мастер работал в Риме.
«Мадонна во славе» поступила в Эрмитаж в 1810 году. Оригинальной основой произведения была деревянная доска. Со временем она сильно пострадала от жука-точильщика. Возможно, именно это послужило поводом для перевода в 1862 году живописи с дерева на холст. При этой операции удалось сохранить авторский грунт, но красочный слой был сильно повреждён и приобрел фактуру холста.
Перед реставрацией были проведены все необходимые научно-технические исследования. В инфракрасных лучах был обнаружен авторский рисунок, тонкая и жесткая линия которого указывает на использование художником подготовительного картона. На основе всех полученных данных была разработана общая концепция реставрационных мероприятий.
В результате реставрации картина совершенно преобразилась: проявилась легкая и беглая моделировка живописных форм. Эту легкость и виртуозность отмечал основоположник современного искусствознания Джорджо Вазари (1511–1574) в «Жизнеописании Россо».
По материалам официального сайта
Государственного Эрмитажа.