Национальный музей в Кракове впервые в нынешнем столетии
обратился к творчеству мастера, чьи произведения оставили значимый след как в облике города, так и всей польской культуры целом. К 110-летию со дня смерти великого поэта, живописца, драматурга, дизайнера и сценографа Станислава Выспяньского галерея представила около девятисот работ одного из родоначальников польского модернизма. Это крупнейшая экспозиция произведений Выспяньского с 2000 года.
Национальный музей в Кракове обладает самой полной и ценной коллекцией одного из самых важных, самобытных и ценимых польских художников конца XIX – начала XX веков. Станислава Выспяньского ставят в один ряд с такими европейским столпами модернизма, как Густав Климт, Альфонс Муха и Антонио Гауди. На родине же его неофициально называют «четвёртым польским бардом» наряду с Адамом Мицкевичем, Юлиушем Словацким и Зигмундом Красинским.
На выставке сейчас представлены рисунки, сценографические и типографские эскизы, изысканная коллекция портретов и пейзажей – в основном, сделанных пастелью, которой художник виртуозно владел. Художник изображал родных, друзей и коллег. Частыми героями зарисовок были четверо его детей в различных бытовых ситуациях. Станислав Выспяньский считал, что портрет является отражением момента. Он никогда не рисовал модель, но всегда – особую личность. Образы детей всегда исполнены с огромной нежностью и полны очарования, невинности и искренности.
Краковские пейзажи, особенно виды Вавельского холма, передаёт любовь к родному городу и польской истории. Кроме того, Выспяньский сделал серию зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его мастерской. К тому времени из-за болезни мастер почти не выходил из дома, а потому много раз изображал этот ландшафт в разную погоду, в разное время суток и при различном освещении.
Наряду с этими работами в ретроспективе представлены предметы мебели, ткани и другие объекты, созданные Выспяньским, а также его скульптуры, графические проекты, художественные книги и даже некоторые личные вещи.