Картина Караваджо «Юноша с лютней» считается жемчужиной эрмитажной коллекции.
Выставка-представление картины после её реставрации – это выдающееся событие не только для Эрмитажа, но и всего мирового художественного содружества.
Творчество Караваджо во многом определило пути развития живописи, оказало мощное воздействие на многих художников во всех областях Италии и Западной Европы. Караваджо считается родоначальником итальянского барокко, условностям маньеризма, стиля конца XVI века, он противопоставил простоту и человечность. Широкий резонанс в художественном мире вызвала новое направление в живописи. Монументальность, реалистичность, особенная создающая поразительные эффекты света и цвета техника творчества Караваджо не сразу нашли понимание у большинства официальных заказчиков и даже у собратьев по ремеслу.
Полотно «Юноша с лютней» было создано в 1595-96 годах по заказу маркиза Винченцо Джустиниани, одного из утонченных ценителей изящных искусств. Различные версии, кто именно изображен на картине, не находят достаточно веских аргументов.
Современный зритель вряд ли увидит в этой «жанровой сцене» сложный подтекст. Исследователи толкуют аллегорический смысл картины неоднозначно.
В 1808 году картину «Юноша с лютней» привезли из Рима в Париж, где она и была приобретена для императорской картинной галереи.
«Юноша с лютней» поступил в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. Реставрация картины сопровождалась подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования.
После долгой и кропотливой работы специалистов, посетители обновленную картину: краски стали чище, что позволяет оценить в полной мере поразительное качество живописи великого художника. Также изучение рентгенограммы дало основание предположить, что именно эрмитажный вариант картины является первым среди существующих на этот сюжет.
По материалам официального сайта
Государственного Эрмитажа.