Выставка эстампа второй половины прошлого века – начала нынешнего, подготовленная по инициативе Национального художественного музея Республики Беларусь, непривычна и уникальна. Она посвящена мастерству Дмитрия Васильевича Молоткова – печатника с 58-летним стажем. Его судьба и рабочая биография являются неотъемлемой частью истории становления школы белорусской графики второй половины ХХ века.
В Беларуси у художника есть три способа напечатать свои работы: в собственной мастерской, в Белорусской государственной академии искусств и в творческой мастерской при Минском художественном комбинате. Основное количество эстампов рождается именно в старейшей мастерской художественного комбината. На протяжении более полувековой истории мастерской здесь работает уже несколько поколений художников-графиков, начиная с таких известных имен в белорусском искусстве, как Александра Последович, Арлен Кашкуревич, Георгий и Наталья Поплавские, Елена Лось и заканчивая совсем молодыми, бывшими выпускниками Академии искусств. Сотрудничают с мастером Молотковым и графики из России, Украины, Литвы, Казахстана, Германии, Франции и др. Работы некоторых из них можно увидеть на выставке.
Высокого качества эстампа невозможно добиться без творческого отношения и большого опыта мастера-печатника. Дмитрий Васильевич Молотков обладает врожденным художественным чутьем, редким даром тонко чувствовать замысел художника и одновременно – знанием специфики материала, собственными уникальными профессиональными секретами, что позволяет ему быть не просто ремесленником, исполнителем чужого замысла, но и соавтором произведения графического искусства. В мастерской художественного комбината, где работает мастер, сохранились и находятся в хорошем состоянии уникальные столетние станки для ручной печати гравюры, в частности, фирмы «Краузе», а также литографские камни. И сегодня современные художники, первоклассные мастера всех видов техники эстампа, опираясь на высокий профессионализм мастера-печатника, последователя старых печатных традиций, создают высокохудожественные образцы станковой графики.
«Мастерская Молоткова» (так ее негласно называют) дает возможность графикам осуществить свой замысел практически во всех техниках художественной печати, таких как литография, офорт, ксилография, линогравюра и др. Преподаватели, выпускники и студенты Белорусской государственной академии искусств успешно участвуют в многочисленных республиканских и зарубежных выставках. Сотни лучших книг оформили белорусские художники, применяя гравюру и литографию. Их работы приобретали крупнейшие музеи мира: Третьяковская галерея, Гравюрный кабинет Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, Смитсоновский центр в г. Вашингтоне (США), другие музеи, галереи и в частные собрания.
Хороший мастер незаменим. Дмитрий Васильевич Молотков – выдающийся печатник, настоящий виртуоз графического листа. Только в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь хранится около 4000 эстампов более 90 авторов, с которыми работал мастер. Можно только предположить, сколько произведений искусства благодаря Дмитрию Васильевичу украшают нашу жизнь. Сегодня Д.В. Молотков – старейший мастер, владеющий секретами ручной печати гравюры, древнейшего вида изобразительного искусства не только в Беларуси, России, но и на территории ближнего зарубежья. Часть истории развития и мирового признания белорусского эстампа второй половины ХХ века можно без преувеличения назвать «Эпохой Молоткова».
Краткая биография
Дмитрий Васильевич Молотков родился 26 декабря 1935 года в г. Минске. В годы оккупации Минска во время Великой Отечественной войны был узником гетто. С 1951 по 1954 годы работал печатником в типографии им. И. Сталина. После службы в рядах Советской Армии, с начала 1960-х гг., продолжил работу в типографии газеты «Во славу Родины». В 1962 году Молотков принят в Минские художественно-оформительские мастерские Союза художников БССР на должность печатника. В 1965–1970 годы работал мастером учебной печати в Белорусском театрально-художественном институте, затем заведующим учебной лабораторией института. В 1971 году возвращается в Художественно-оформительские мастерские, переименованные к тому времени в Минский художественный комбинат (работает здесь до сегодняшнего времени). Ему присвоен 6-й (высший) разряд печатника эстампа.
Куратор: Ржеутская Светлана Ивановна, младший научный сотрудник НХМ РБ.