Московский музей современного искусства (ММOMA) совместно с Ереванским комитетом ассоциации Данте Алигьери представляет монографическую выставку
Рафаэля Мегала «Комната загадок».
Название выставки — «Комната загадок» — отсылает к одноименной инсталляции, предлагающей новую интерпретацию работы «Художник и его мать». Впервые она была создана Рафаэлем Мегалом во время его участия в 57-й Венецианской биеннале, а позже масштабное произведение появилось на персональной выставке автора в Национальной галерее Армении в Ереване. В экспозиции в ММОМА инсталляции отведено центральное место в самом большом зале, вокруг нее строится траектория движения зрителя в пространстве. Композиция представлена девятью скульптурами черных пантер, которые стоят на армянских национальных коврах и разрывают копию картины «Художник и его мать» (1926–1936) армянского живописца Аршила Горки (1904–1948), подвергшегося гонениям во время геноцида армян и эмигрировавшего в возрасте пятнадцати лет вместе с сестрой в США. Страх перед внешним агрессором отражен здесь сквозь аллюзию на историческую трагедию, которую пережил народ Армении. Эту тему продолжают представленный в экспозиции живописный цикл «Идолы и иконы» и отдельный портрет Льва Толстого под названием «Еретический идол», поднимающие вопрос изгнания и отделения человека от общества, а также триптих «Полки Каспара Утца», иллюстрирующий историю литературного персонажа времен Второй мировой войны.
Идея проекта, созданного Мегалом специально для Московского музея современного искусства, возникла в период охватившей весь мир пандемии. Атмосфера всеобщего страха побудила художника изменить первоначальную концепцию и сконцентрироваться на воздействии, которое страх оказывает на людей, столкнувшихся с невидимым врагом. Так одно из основных мест в экспозиции заняли работы из серии «Фарфоровые идолы» (2019-2020), изображающие разбивающиеся в пространстве изделия советского фарфора. Именно в этом цикле переданы размышления автора о хрупкости жизни, пришедшие в его творчество на смену более ранней рефлексии об идолопоклонничестве и природе агрессии. Последняя тема нашла отражение в серии полотен «Пантеры в моем цветущем саду» (2017), также представленной в экспозиции ММОМА. Эти важнейшие для творческой биографии Рафаэля Мегала циклы объединяет попытка передать ощущение подстерегающей опасности и уязвимости человека, фрагментарности и быстротечности жизни, вечного ожидания разрушения привычного мира.
Подготовлено по материалам официального сайта
Московского музея современного искусства.