Евгений и Полина Заремба
Живописная дивергенция
16+
Отец и дочь Евгений и Полина Заремба связаны не только неразрывными семейными узами, но и художественными. Родившись в семье художников, Полина с самого начала жизни впитала в себя любовь к искусству, и естественным образом живопись отца повлияла на ее восприятие живописи. Оба являются приверженцами абстрактной и полуабстрактной живописи, и слова Полины выражают мнение обоих на этот счет:
«Абстракция – это своеобразное освобождение от случайностей, обмен энергией с телами, землей. Выход из абстрактной и полуабстрактной живописи невозможен, один раз попробовав, затягивает на всю жизнь, можно приблизиться больше к реальности, но всегда тянет написать потусторонние миры, свои собственные через неясный образ и без суеты обывательского мира».
Отношение к цвету и к цветовому решению как главенствующему постулату живописи является точкой соприкосновения в творчестве Полины и Евгения. Для обоих художников живопись – это процесс явления фантазийных образов, акт самоутверждения и прямая проекция интуиции. На первый взгляд, кажется, что у них визуально и технически схожая манера писать – фактурные мазки кажутся практически идентичными, как будто они художественное воплощение переданных по наследству от отца дочери ген в ДНК.
Однако если дольше вглядываться и изучать творчество Евгения и Полины, зритель все отчетливее ощущает, насколько разнятся творческий заряд и подход этих двух художников. Если говорить с точки зрения техники и наложения материала на холст, у отца более тонкий мазок, более геометричный взгляд на цветовое деление холста, сам цвет у него зачастую более приглушенный и структурированный. Благодаря этой структурированности создается ощущение пограничности мира: свет – тень, верх – низ, земля – воздух, вход – выход, свет - тень. На границе, между, происходит важное, появляется живое. К каждой работе Евгений подходит с философским вопросом: как создан этот мир? Заремба обращается к этому вопросу через поиск живописной метафоры. Он показывает фактуру и формы поверхностей, цвет стихий, объект в пространстве. Творчество Евгения всегда было связано с природными формами, с переосмыслением мироустройства, интуитивным и спокойным погружением.
У Полины видно интуитивное отражение действительности, но более чувственное, более эмоциональное, отражающее её характер и способ взаимодействия с миром, и это что-то совершенно свое, свой язык и свое видение. В отличие от отца Полина меньше рассуждает, а больше эмоционально повествует. Она воспринимает туманными и обобщенными цветовыми пятнами, но они заряжены энергетикой. Фактурные мазки, схожие с отцом, динамичны и сильнее, подтверждая ту самую бодрость и силу духа, без которой, по мнению художницы, абстракция будет пустой. Для Полины Заремба живопись – способ познания мира и себя в этом мире. В отличие от отца, она не пытается повторить или осмыслить действительность, а следует за ней, всматриваясь, вслушиваясь, пытаясь ощутить настоящее, саму суть. Отсюда и спонтанность композиций, мощный и динамичный цвет, разнообразная фактура.
В итоге мы получаем двух художников, одну семью и разные темпераменты: Полина более эмоциональна, Евгений спокоен и рассудителен. Однако объединяет их движение вперед и любовь к жизни.
Дивергенция в биологическом контексте – это расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции: результат обитания в разных условиях. Определение этого слова наиболее точно отображает процесс расхождения в творчестве этих двух художников. Дивергенция личности происходит так же, как и у определенных биологических видов. Живопись Полины, поначалу кажущаяся унаследованной от отца, в конце концов, расходится с отцовской, она адаптировалась под реалии жизни художницы и ее восприятия мира, превратившись в итоге в самостоятельную цельную единицу. Глядя на работу, собранные на выставке, зритель четко может определить какие из работ вышли из-под кисти Евгения, а какие были созданы Полиной. Дивергенция - это процесс эволюции, без которой развитие всего живого на этой планете остановилось бы. Так же, как и в искусстве, формирование собственного живописного языка продолжает художественную революцию и стремление к самоопределению.