Государственная Третьяковская галерея и Дом-музей В.М. Васнецова приглашают посетить выставку
«Спящая царевна В.М. Васнецова. История одного шедевра».
Эта выставка — попытка исследования одного из самых известных и важных произведений мастера. Впервые будут представлены подготовительные работы к картине из собрания Дома-музея В.М. Васнецова: эскизы, в которых прослеживается развитие творческой мысли автора от первой зарисовки театральной мизансцены до законченной живописной композиции; а также этюды, созданные в загородном имении художника Новое Рябово, где мастер искал вдохновение для создания сказочной природы спящего царства. Выставку дополняет мультимедийная программа, раскрывающая смыслы картины.
В основе сюжета картины «Спящая царевна» лежит весьма распространенный в европейской литературе сюжет о спящей красавице, широко известный в эпоху Средневековья. Наиболее известные варианты сказки принадлежат европейским сказочникам Шарлю Перро и братьям Гримм, однако источником вдохновения для Васнецова все же стал поэтический вариант В.А. Жуковского. Первые эскизы к картине Васнецов выполнил уже в первой половине 1880-х годов, однако реализовать замысел он не спешил. В 1901 году Виктор Михайлович задумал живописный цикл «Поэма семи сказок», в который помимо «Спящей царевны» вошли и другие сказочные картины: «Царевна-Несмеяна» (1916), «Царевна-лягушка» (1918), «Баба-Яга» (1917), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925). Полотна «Поэмы семи сказок» при жизни Васнецова так и не были показаны широкой публике. После смерти Виктора Михайловича в 1926 году, в доме была устроена «Посмертная выставка картин и рисунков В.М. Васнецова» (1927–1933), на которой впервые перед зрителем предстала «Спящая царевна». Современники посчитали ее одним из лучших произведений Виктора Михайловича.
Подготовлено по материалам официального сайта
Государственной Третьяковской галереи.