Эко-стиль изначально создавался для того, чтобы буквально «спасать» жителей больших городов от напряжения и негатива, вызванных ускоренным ритмом жизни, а также загрязнением экологии. Впервые это название прозвучало в 1980 – 90 гг., когда экологи начали бить тревогу, поднимая вопросы загрязнения воды и воздуха, вод мирового океана, глобальных проблемах мирового потепления. Все чаще высказывалось мнение, что человек – это не повелитель природы, а ее часть, ее дитя.
Человек не должен бороться с силами природы. Нужно стремиться к сохранению окружающей среды. На фоне таких высказываний зародились идеи об использовании вторичного сырья. Так например, эко-стиль в интерьере квартиры можно создать из предметов, уже бывших в употреблении. Например, для отделки полов подойдет доска от деревянных ящиков, ранее использовавшихся для перевозки товаров, а мебель из поддонов.
При этом, современные высокие технологии неотделимы от экологического стиля, ведь они направлены на сбережение и гуманное обращение с природными ресурсами, например, светодиодные светильники, стиральные и посудомоечные машины, которые экономно расходуют воду и электроэнергию.
Чистота материалов и их естественная фактура, простые линии и формы являются основополагающими для эко-стиля.
Эко стиль подразумевает применение естественных, первозданных материалов. Это прежде всего дерево, сохранившее естественную фактуру, дикий натуральный камень, стекло, ковка, керамика. Важной идеей является вторичная обработка или многократное использование материалов.
Ведущим дизайнером эко-стиля, работающим со стеклом в России, стал Игорь Юрьевич Дрождин. В своих работах он использует бутылочное и оконное стекло. Разработав свой собственный технологический режим запекания такого стекла, он создает витражи и плафоны в технике фьюзинг. Очень интересно и пиксельное стекло, имеющее очень крупную фактуру.
Россия, к сожалению, отстает от остального мира в понимании проблем экологии и эстетического стиля связанного с ней. Но живая традиция все-таки есть. Во главе ее стоит народное творчество и работы Степана Дмитриевича Эрзя. В 70 - 90 ее годы ХХ века в этом стиле работал Зеленоградский художник Альберт Каукин. Правда он работал почти исключительно с "диким деревом", вырезая из пней и фактурных стволов скульптурные объекты. Его последователем и учеником стал Игорь Юрьевич Дрождин, но он стал использовать активно стекло, металл, камень и даже биологические объекты, такие как сушеные рыбы, перья, раковины, шишки и многое другое. Основным эстетическим акцентом стало стекло, а дерево лишь служит ему поддержкой.