войти
опубликовать

Непарадный Петербург. Живопись Андрея Точилина

Выставка 3 мая − 27 августа 2018
Андрей Точилин относится к типу ищущих художников. Оставаясь приверженцем академической живописи, он на протяжении всего творческого пути экспериментирует, изучая различные живописные техники письма, стремится к познанию опыта старых мастеров. В каждом из периодов художник искал «свой» город. В небольших по размеру картонах и холстах 1990-х годов сохранены красота и утонченный характер города. Живописные поиски и увлечение объединением «Бубновый Валет», особенно Р.Р. Фальком и П.П. Кончаловским, к началу 2000-х годов привели к новым творческим решениям. Интерес к формальному подходу и работе со сложным колоритом повлиял на создание монументальных полотен о Петербурге. «Осень. Канал Грибоедова» (2001), «Солнечный день. Университетская набережная» (2001) и другие построены на цветовых отношениях. В работах этого периода появляется новая особенность манеры художника.

Осмысление пространства Петербурга подтолкнуло художника к созданию монументального полотна «Белые ночи» (1996–2000). Аналитический подход к своему творчеству, размышления над проблемой формообразования художественного полотна привели к появлению работы «Ранний снег» (2003). Здесь тема петербургских крыш, прозвучавшая вновь спустя десятилетие, показана в формальном ключе. Картину отличают строгость и скупость живописной гаммы, выявляющие грани и плоскости пространства Петербурга. Наиболее любимыми видами для пейзажиста среди петербургских мотивов стали улицы и дворы Петроградской стороны. Маленькие узкие дворики бывшего Фомина острова, уходящие далеко на север, всегда остаются светлыми, наполненными холодным и пронзительным северным солнцем. Это «Улица Ренгена» (2002), «Большая Пушкарская улица
весной» (2002), «Улица Ленина» (2001) или «Дворик на Петроградской стороне» (2003). В полотнах 2010-х годов соединились импрессионистический характер первых этюдов художника, внимательность и любовь к натуре, сложные цветовые отношения декоративного периода 2000-х. Художник находит тонкие и одновременно сложные тональные отношения в пространстве Петербурга, стремясь к передаче реалистичного изображения с декоративным подтекстом. Сейчас большое внимание пейзажист уделяет архитектонике холста.

Сейчас Андрей Точилин работает над большой серией монументальных полотен, раскрывающих по-новому «першпективный» характер нашего города. После некоторого перерыва художник вернулся к теме эпического Петербурга. Расширилась общая петербургская тематика, и остались любимые сюжеты. «Крыши на Лиговке», «Средний проспект Васильевского Острова», «Баржи. Набережная реки Фонтанки», «Малая Садовая. Летнее кафе», «Зеленый мост», «Река Монастырка», «Мечеть на Горьковской» и другие – это названия картин, создаваемых художником в настоящее время.