Одна из самых значительных в Европе
экспозиций нынешней осени впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия – это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.
«Смешные картины» Арчимбольдо, вновь открытые в 30-е годы XX века, стали культовыми последователей дадаизма и сюрреализма, а самого художника назвали предтечей этих движений.
Традиционные работы Арчимбольдо на религиозную тематику не сохранились. Но его «композиционные головы» из овощей, растений, фруктов, морских существ и корней деревьев, восхищавшие современников, вызывают восторг и сегодня. Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Но фактически это помещённые рядом и перекрывающие друг друга предметы, которые напоминают анатомические формы человека.
Маршрут ретроспективы в Палаццо Барберини начинается с раздела, посвящённого Милану, где вырос Арчимбольдо. В следующих залах представлено его творчество в Вене и Праге как портретиста при Габсбургском дворе. Тут можно увидеть изображение эрцгерцогини Анны, эскизы для торжеств и олицетворение «Четырёх сезонов» в диалоге с «Четырьмя элементами». Далее идут так называемые «поворотные (или обратимые) головы» – это натюрморты, которые превращаются в портреты при повороте на 180 градусов. Одна из таких композиций – «Огородник», который превращается в «Натюрморт с луком и овощами».
«На самом деле эти картины – серьёзная риторическая игра, своего рода вызов интеллекту зрителя», – считает Фламина Дженнари Сантори, директор Национальной галереи древнего искусства в Риме.